А мы пойдем на север... (+фото и видеоматериал из порта Певек)
Россия пытается реанимировать старую идею, известную еще с советских времен, об открытии регулярного судоходства по Северному морскому пути в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, вместо привычного южного маршрута, пролегающего через Суэцкий канал. Идея интересна, прежде всего, российским газодобывающим компаниям. Так, ОАО "Новатэк" уже отправило в экспериментальный рейс по Севморпути груз в 70 тыс. т. газового конденсата с назначением в порт Нингбо (Китай).
...и там перевезем
Груз "Новатэка" уже успешно перевезен до промежуточного пункта назначения в чукотском порту Певек, тем самым он проделал наиболее сложную часть маршрута. Проводку танкера SCF Baltica, несущего груз, поэтапно осуществляли ледоколы ФГУП "Атомфлот": "Таймыр", "Россия" и "50 лет победы".
По словам генерального директора ОАО "Совкомфлот" Сергея Франка, танкер пришел в Певек с опережением графика, что свидетельствует об эффективности грузоперевозок по Севморпути (СМП). "Этот этап пути до Певека танкер прошел на 1,5 дня быстрее, чем мы планировали. В целом, сама идея использования здесь крупнотоннажных судов, делает экономику движения энергоресурсов из Баренцева и Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона жизнеспособной - и данный рейс это продемонстрировал", - отметил Сергей Франк. Достичь порта назначения в Китае танкер SCF Baltica рассчитывает в первой декаде сентября 2010 г.
В свою очередь, председатель правления ОАО "Новатэк" Леонид Михельсон сообщил, что компания довольна результатом и намерена в следующем году снарядить 6-8 рейсов по трассам СМП, а с началом работы проекта "Ямал-СПГ", предусматривающего создание на полуострове Ямал мощностей по сжижению природного газа, годовой грузооборот СМП, только за счет грузов "Новатэка", может составить порядка 16 млн т. в год. "Сейчас уже нет сомнений, что наш груз танкер "Балтика" доставит по адресу. А с созданием мощностей на Ямале для нас станет очень важной возможность доставки грузов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона Северным морским путем", - подчеркнул Михельсон. В 2011 г. "Новатэк" также обеспечит грузовую базу для СМП в виде газового конденсата, экспортируемого на рынки Китая и Кореи. "В следующем году мы составим соответствующую программу - и это будет не один рейс, а несколько рейсов", - пояснил глава правления "Новатэка".
Кроме того, грузовую базу для СМП в перспективе может создать и программа развития полуострова Ямал, где новые месторождения нефти осваивает "Газпромнефть".
Со своей стороны, ОАО "Совкомфлот" намерено расширять "окно возможностей" провозок грузов по СМП, и в следующем году планирует пустить по его трассе севернее Новосибирских островов танкер Suezmax "Алексей Косыгин" дедвейтом 163 тыс. т. (способный нести 1 млн баррелей нефти), а также танкер размера Panamax по южной трассе СМП.
Отметим в этой связи, что атомный ледокол "50 лет победы" проделал путь из Мурманска в Певек всего за пять суток, что является рекордно коротким временем. Ледокол выполнял разведку трасс для проводок судов в следующем году. "В ходе рейса собран уникальный технический, инженерный, научный материал, который позволит нам уточнить наши представления об идеальных типах судов, которые смогут взять на себя транспортное обслуживание ямальских проектов, обеспечивать устойчивую круглогодичную навигацию в западном направлении и использовать восточное направление по крайней мере в течение 5-6 месяцев... Эта информация будет нами постоянно анализироваться в кооперации с "Новатэком", "Атомфлотом" и соответствующими министерствами и ведомствами, чтобы подойти к моменту запуска ямальских проектов в Карском, Баренцевом морях с лучшими техническими решениями", - рассказал глава "Совкомфлота".
Как отметил генеральный директор ФГУП "Росатомфлот" Вячеслав Рукша, функционирование СМП благоприятно скажется на экономике данного предприятия, поскольку, имея достаточно большое количество работы для ледоколов в период зимней навигации, они частично простаивают в летний период. Этот простой перекладывается на конечную стоимость услуг флота. А судоходство по СМП позволит обеспечить их работой и летом. "Чем больше рейсов будет, тем лучше. Поскольку такой ледокол, как, например, "50 лет победы", может еще значительно больше провести судов, а значит и цена услуг ледокольной проводки будет совершенно другая", - пояснил глава "Атомфлота". По его мнению, оптимальная стоимость услуг по ледовой проводке должна быть чуть выше стоимости прохождения Суэцкого канала. "Тогда такие грузовладельцы, как "Новатэк" и другие, с удовольствием придут на трассы Северного морского пути", - уверен Вячеслав Рукша.
Как сообщил Леонид Михельсон, стоимость перевозки 1 тонны груза по южному маршруту через Суэцкий канал из Белого моря в страны Азиатско-Тихоокеанского региона составляет более $50. В следующем году за счет использования СМП компания планирует сэкономить минимум 10-15% на транспортировке конденсата на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Характер нордический, скверный
У СМП, по сравнению с классическим маршрутом через Суэцкий канал, имеется ряд преимуществ. Во-первых, экономия времени, которая по данным ОАО "Совкомфлот", достигает 45%. Во-вторых, южный маршрут пролегает через Аденский залив, кишащий сомалийскими пиратами. Да и проход через Суэцкий канал - не бесплатный.
Тем не менее, рассчитывать на какое-то массовое судоходство по СМП не приходится. Трассы СМП непредсказуемы с погодной точки зрения и крайне сложны с навигационной, они требуют многолетней подготовки капитанов и опытных экипажей, а также выдвигают повышенные требования к самим судам. Поэтому вряд ли данные трассы станут интересны для иностранных судоходных компаний, хотя движение судов под иностранными флагами здесь разрешено еще с 80-х годов, уже в этом году по СМП планируется провести норвежский балкер.
"Каждый, кто хочет здесь ходить, должен иметь соответствующее оборудование, грамотный персонал. Много кто в мире может построить такие суда, но мало кто сможет ими грамотно управлять в условиях СМП. Капитаны ледоколов "Атомфлота" имеют опыт работы в таких условиях минимум 20 лет. Главное в Арктике не железо, а люди", - пояснил сложности прохождения по СМП Сергей Франк.
Основным драйвером оживления СМП станет освоение российских шельфовых месторождений, которые пока являются достаточно долгосрочной перспективой.
Проект "Ямал-СПГ" "Новатэка", призванный создать основную грузовую базу для СМП, пока находится лишь в стадии предпроектных проработок, а инвестиционное решение планируется принять лишь в 2013 г. Таким образом, это перспектива - не ранее 2015-16 гг.
С другой стороны, СМП нужен России не только как экономически обоснованный маршрут для экспорта энергоносителей в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где динамика их потребления растет быстрее, чем в странах Запада, но и в геополитических целях закрепления позиций России в Арктике и также в социальных - развития районов российского Крайнего Севера. Кроме того, эксплуатация СМП, возможно, будет иметь мультипликативный эффект, который отразится на других сферах, оптимизировав экономику загрузки судов "Совкомфлота" и "Атомфлота" и снижая себестоимость их услуг.
Виталий Чернов.
Предлагаем ознакомиться с видеоматериалом с рейда порта Певек, снятом корреспондентом ИАА "ПортНьюс":