Сам Кодекс, вплоть до настоящего момента, постоянно видоизменялся, однако многие вопросы так и остались нерешенными. Как пояснил ИАА «ПортНьюс» и.о. начальника Балтийской таможни Борис Бородин, в данных вопросах будет продолжать действовать национальное законодательство.
Первая проблема, связанная со вступлением в силу кодекса, заключается в том, что вносит изменения в терминологию – вводятся новые термины, а ряд старых приобретает новый смысл, что первое время может привести к путанице. Например, «таможенная процедура» теперь понимается в том же смысле, в каком ранее употреблялся термин «таможенный режим», «таможенный брокер» заменен на «таможенного представителя», понятие «регистрация таможенной декларации» введено вместо «принятия таможенной декларации», вводится новое понятие «экспресс-груз», исключается понятие «свободное обращение» и «таможенное оформление».
Таможня может применять новые формы таможенного контроля, такие как учет товаров, находящихся на таможенном контроле, проверка системы учета товаров и отчетности, выездная и камеральная таможенная проверка. Кроме того, полностью исключается устное декларирование.
Изменяется и перечень документов, необходимых для товаров, помещаемых под таможенные процедуры экспорта. По мнению начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Балтийской таможни Дмитрия Смирнова, в отношении экспорта новый кодекс «достаточно либерален».
Сокращены сроки выпуска товаров с 3 до 2 дней (правда, с возможностью продления до 10 дней) . «В принципе, здесь все разворачивается в пользу участников внешнеэкономической деятельности», - комментирует Дмитрий Смирнов. Например, упрощена процедура таможенного транзита, перевозка от таможенной границы возможна напрямую к месту нахождения получателя (раньше через таможенный пост), железнодорожные перевозчики освобождены от необходимости внесения обеспечения в качестве гарантии доставки товаров. Введен институт уполномоченного экономического оператора для крупных и добросовестных участников ВЭД, выпуск товара возможен до подачи таможенной декларации, предусмотрены для них и другие послабления.
Однако есть и неурегулированные вопросы, по которым сохраняется неясность, в частности, связанные с осуществлением бункерной деятельности. Так, кодексом предусмотрено, что перемещение припасов не является таможенной процедурой (таможенным режимом в старой терминологии), соответственно, непонятно, как будут функционировать таможенные склады в этой части.
По многим другим вопросам также пока нет решений комиссии Таможенного союза. И в этой части будет осуществляться работа в соответствии с национальным законодательством, до принятия соответствующих решений.
Новые правила ждут и тех, кто работает с контейнерами. Так, в соответствии с нормами кодекса, контейнеры отнесены к категории транспортных средств.
Отметим, что процесс формирования Таможенного союза, таким образом, еще не завершен, так как остается масса неурегулированных вопросов, а также неопределенность с участием в Союзе Беларуси. 5 июля 2010 г. в Астане должно состояться заседание комиссии, в результате чего, возможно, ситуация станет более определенной.
Кроме того, вступление в силу таможенного кодекса союза не означает, что автоматически исчезает таможенный контроль на границе. Так, по словам первого заместителя председателя правительства Казахстана Умирзака Шукеева, таможенный контроль на границе РФ и Казахстана планируется отменить через год. По прогнозам Шукеева, деятельность союза приведет к увеличению валового внутреннего продукта двух стран на 15% к 2015 г.
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» директор по координации транспортно-логистических компаний ГК «Евросиб», бывший начальник Пулковской и Балтийской таможни Александр Пучков, вступление в силу Таможенного Кодекса не ведет к принципиальным изменениям в таможенном деле, хотя и может привести к временным сложностям в таможенном администрировании.