Кусающиеся перевозчики
В последний месяц наблюдается увеличение стоимости фрахта в международных морских перевозках. Это касается как балкерных, так и контейнерных грузов. По мнению экспертов, перевозчики спешат «откусить» свою долю «пирога» сезонности и общего восстановления спроса на контейнерные и сырьевые грузы.
Контейнерные гонки
Контейнерные перевозчики корректируют в сторону увеличения фрахтовые ставки. Так, крупнейший перевозчик Maersk Line с 17 мая 2010 г. повысил ставки на азиатско-европейском направлении и с 1 июля – на трансатлантическом. Причем на последнем очень существенно. Как объясняют повышение в Maersk, состояние торгового оборота на трансатлантическом направлении по-прежнему остается на неудовлетворительном уровне, что в настоящее время усугубляется еще и дефицитом контейнеров. «Ситуация остается неустойчивой в долгосрочной перспективе», - отмечают в компании.
Другие перевозчики также не заставляют себя ждать, в частности, Orient Overseas Container Line (OOCL) также повышает с 1 июля ставки на трансатлантическом направлении. Подобные действия предпринимают и другие перевозчики, в том числе российская Fesco.
Действительно, по итогам 4 месяцев текущего года крупнейшие порты мира показывают внушительный рост контейнерооборота в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года. В частности, контейнерооборот порта Сингапур в январе-апреле 2010 года вырос на 14% - до 9,245 млн TEUs, Гонконг на 14,8% - до 7,296 млн TEUs, Лонг Бич на 16,6% - до 485 до 1,75 млн TEUs, Лос Анджелес на 8,96% - до 2,244 млн TEUs.
Контейнерные гонки
Контейнерные перевозчики корректируют в сторону увеличения фрахтовые ставки. Так, крупнейший перевозчик Maersk Line с 17 мая 2010 г. повысил ставки на азиатско-европейском направлении и с 1 июля – на трансатлантическом. Причем на последнем очень существенно. Как объясняют повышение в Maersk, состояние торгового оборота на трансатлантическом направлении по-прежнему остается на неудовлетворительном уровне, что в настоящее время усугубляется еще и дефицитом контейнеров. «Ситуация остается неустойчивой в долгосрочной перспективе», - отмечают в компании.
Другие перевозчики также не заставляют себя ждать, в частности, Orient Overseas Container Line (OOCL) также повышает с 1 июля ставки на трансатлантическом направлении. Подобные действия предпринимают и другие перевозчики, в том числе российская Fesco.
Действительно, по итогам 4 месяцев текущего года крупнейшие порты мира показывают внушительный рост контейнерооборота в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года. В частности, контейнерооборот порта Сингапур в январе-апреле 2010 года вырос на 14% - до 9,245 млн TEUs, Гонконг на 14,8% - до 7,296 млн TEUs, Лонг Бич на 16,6% - до 485 до 1,75 млн TEUs, Лос Анджелес на 8,96% - до 2,244 млн TEUs.
Не отстают и контейнерные терминалы России: Большой порт Санкт-Петербург по контейнерам вырос на 44% - до 550,5 тыс. TEUs, НУТЭП на 53,1% - до почти 50 тыс. TEUs, «Владивостокский контейнерный терминал» вырос на 51% - до 108 тысяч 371 TEUs.
В связи с этим ростом морских контейнерных перевозок увеличение ставок фрахта выглядит вполне ожидаемо.
Как пояснил ИАА «ПортНьюс» ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов, стоимость фрахта в контейнерных перевозках может еще более вырасти благодаря увеличению объёмов перевозок, но, тем не менее, в течение лета ставки контейнерного фрахта могут кратковременно снижаться из-за ситуации в мировой экономике.
Уплывающее сырье
Индекс стоимости фрахта Baltic Dry, отражающий изменения стоимости морской транспортировки сырья: металла, железной руды, угля, а также зерна, начиная с конца апреля 2010 г. демонстрирует резкий рост. Так, в период с 26 апреля по 28 мая он вырос на 35% - до 4078 пунктов.
Его рост можно объяснить желанием перевозчиков увеличить доходы на растущем спросе сырья со стороны развивающихся азиатских экономик.
По мнению Дмитрия Баранова, наиболее вероятное объяснение резкого роста индекса может заключаться в двух причинах. «Первая - это приближение лета, и наступление "высокого" сезона в перевозках в Северном полушарии, в котором компании рассчитывают улучшить свои финансовые результаты по сравнению с 2009 годом. И вторым фактором может быть желание перевозчиков повторить действия горнорудных компаний, серьёзно поднявших цену на уголь и руду для металлургов», - полагает эксперт. По его прогнозу, вряд ли в течение лета Baltic Dry Index опустится ниже границы в 4000-4400 пунктов.
В то же время, ряд опрошенных ИАА «ПортНьюс» экспертов пока не видят фундаментальных причин для высокой стоимости фрахта на сырьевые грузы. Как пояснила ИАА «ПортНьюс» старший аналитик ООО "УК "Эверест Эссет Менеджмент" Софья Рагулина, в частности спрос на металл на мировом рынке начал падать с начала мая 2010 г. Этому способствовало падение цен на сталь в Китае в середине апреля, связанное с принятием правительством КНР мер по сдерживанию рынка недвижимости. «Лето традиционно характеризуется низким спросом на металл, и ждать роста можно не ранее, чем осенью», - прогнозирует эксперт.
Накопление материальных запасов сырья также может оказать давление на динамику цен на фрахт. К тому же последние данные макроэкономической статистики говорят о замедлении экономического роста в Китае, где Индекс деловой активности в производственном секторе снизился в мае 2010 г. до 53,9 пункта по сравнению с 55,7 пунктами месяцем ранее, при этом показатель оказался немного ниже прогнозируемого аналитиками значения в 54 пункта.
Виталий Чернов.