Николай Смирнов: «В сложный период нам удалось сохранить флот»
В южных регионах России движение судов по внутренним водным путям (ВВП) началось в первой декаде апреля. С 30 апреля транзитная навигация откроется на Волго-Балте. О проблемах и задачах речного судоходства в первые дни навигационного сезона 2010 года ИАА «ПортНьюс» рассказал президент Ассоциации судоходных компаний (АСК) Николай Смирнов.
- Николай Григорьевич, для судоходных компаний-членов АСК какой была навигация, прошедшая в разгар экономического кризиса в 2009 году?
- Отчетный год стал для судоходных компаний – членов Ассоциации, серьезным испытанием в связи со снижением объемов производства и спроса на транспортные услуги в отдельных базовых отраслях экономики. В целом объем перевозок речным транспортом снизился на 53 млн тонн или на 35% к уровню 2008 года. Тем не менее, многие судоходные компании смогли в этот сложный период сохранить клиентскую базу, кадры плавсостава и обеспечить работой транспортный флот. При этом объемы перевозок по внутренним водным путям стран Европейского союза снизились за тот же период на 25%.
Мы сегодня отмечаем успешную работу в 2009 году операторов танкерного флота: судоходных компаний «БашВолготанкер», увеличившего объем перевозок почти на 1 млн тонн (с ростом 26% к 2008 году), «Аншип» (на 21%), «Адмирал Маритайм» (на 17%), «Прайм Шиппинг» и «Волга-флот танкер» (на 12%), «Навигаторъ» и компания «Палмали» (на 9%).
Обеспечили прирост объемов перевозок сухогрузов ООО «Транспетрочарт» (на 30%), предприятия группы компаний «Азово-Донское пароходство» (на 15%) и ряд других пароходств.
Судоходные компании Сибири доставили до пунктов назначения все предъявленные к перевозке грузы, в том числе для обустройства новых нефтегазовых месторождений Западной Сибири и на объекты строительства магистрального нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан.
- За счет чего в прошлом году удалось достигнуть таких показателей?
- Данные результаты достигнуты благодаря слаженной работе АСК и Росморречфлота, судоходных компаний и Государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства. Особенно заметен результат улучшения судоходных условий на Волго-Балте, где судоходные компании, как вы знаете, в течение трех лет дополнительно финансировали дноуглубительные работы на проблемных участках канала. И, как результат, в прошедшую навигацию глубины на Волго-Балте позволяли загружать суда на осадку 3,7 метра.
Можно уверенно сказать, что значительная часть затрат судоходных компаний, направленных на дноуглубление, была компенсирована за счет повышения эффективности использования флота.
На юге, в сложных условиях маловодья, удалось за счет рационального попуска воды Цимлянского водохранилища обеспечить непрерывное судоходство на Нижнем Дону в течение всей навигации.
В 2009 году была сохранена положительная практика увеличения сроков навигации. Росморречфлот по просьбе АСК продлил навигацию на Волго-Балте, ВДСК и Нижнем Дону от 8 до 15 суток.
- Как члены АСК решают проблему межнавигационного разрыва в финансировании? Удается ли добиваться государственных субсидий в этом вопросе?
- В условиях падения спроса на сухогрузные перевозки, других, кроме кредита, источников финансирования ремонта флота и покупки судового топлива у большинства судоходных компаний просто нет.
В рамках выполнения мероприятий по реализации мер государственной поддержки судоходных компаний, Ассоциация направила Минтрансу России предложение о необходимости субсидирования государством части затрат предприятий внутреннего водного транспорта на уплату процентов по кредитам для осуществления их деятельности в межнавигационный период. Данное предложение было поддержано Министром и нашло отражение в Постановлении Коллегии от 9 июля 2009 года.
На основании экспертных расчетов, выполненных АСК, объем субсидирования из бюджета на эти цели в 2010 году в проекте постановления Правительства РФ определен в сумме около 180 млн руб. Проект постановления находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти, и хотелось бы надеяться на его скорое принятие, что особенно важно к концу навигации 2010 года.
- Члены АСК часто неоднократно обращали внимание на необходимость внесения изменений в систему формирования государственных сборов с судоходных компаний на ВВП. В самом начале навигации 2010 года Вы можете предсказать позитивные изменения в этом вопросе?
- По маршруту движения из пунктов Волги или с Каспийского моря в Азовское море сборы с одного и того же судна взимают АМП Астрахань, Волжское ГБУ, Волго-Донской канал, Азово-Донское ГБУ, АМП Таганрог, за прохождение транзитом порта Ростов-на-Дону, порта Таганрог и в завершение все сборы АМП Кавказ. То есть, тарифная нагрузка получается запредельная. Например, для теплохода типа «Волго-Дон» на рейсе Астрахань – Кавказ, общая сумма сборов составляет около 260 тыс руб. И столько же в обратном (порожнем) направлении. Итого на «круговой» рейс больше половины миллиона рублей.
Даже с учетом введенного АМП Таганрог для транзитных судов понижающего коэффициента (0,5), такие сборы создают неконкурентные условия по сравнению с железнодорожно-водным маршрутом перевозки экспортных грузов России через порты Украины. Мы еще раз обращаемся к коллегам из Росморречфлота и Федеральной службы по тарифам до начала навигации 2010 года пересмотреть ставки сборов с судов, следующих в морские порты с внутренних водных путей.
- Вопросам инновационного развития различных отраслей экономики Россия уделяет все большее внимание. Может и судоходным компаниям стоит присмотреться к инновационным технологиям?
- Большую аналитическую работу проделали члены АСК по инновационному развитию водного транспорта в порядке подготовки рассмотрения этого вопроса на президиуме Государственного Совета в Ульяновске.
Были выработаны предложения по созданию новых судов с использованием инновационных подходов, которые уже реализуются при строительстве новых танкеров и сухогрузов группой компаний «Палмали» и СК «Волжское пароходство». Это, прежде всего, использование в качестве движителей винто-рулевых колонок, снижение надводных габаритов за счет размеров или трансформации надстройки, обеспечение высокого класса автоматизации управления машинами и механизмами, позволяющего эксплуатировать теплоход в режиме совмещения профессий без постоянной вахты в машинном отделении с экипажем не более 7 человек (на действующих судах экипаж 13 человек).
Говоря об инновационных транспортных технологиях на водном транспорте, примечателен опыт Евросоюза, который в качестве инновационного направления рассматривает перенаправление грузопотоков с наземных видов транспорта на менее энергоемкий, более экологически чистый и более безопасный речной транспорт.
Значительные резервы провозной способности речного транспорта дают возможность разгрузить автомобильные и железные дороги, по которым грузы уходят в порты соседних государств.
Мы видим перспективы в развитии прямых смешанных перевозок и просим ускорить принятие соответствующего федерального закона, о котором было сказано выше. По аналогии с Евросоюзом, это должно стать национальной программой. Инициатором ее подготовки мы видим Минтранс России.
В области применения новых технологий показателен опыт ЗАО «Азово-Донское пароходство». Здесь внедряется новая транспортно-технологическая схема перевозки грузов по внутренним водным путям и прибрежном плавании.
- Николай Григорьевич, для судоходных компаний-членов АСК какой была навигация, прошедшая в разгар экономического кризиса в 2009 году?
- Отчетный год стал для судоходных компаний – членов Ассоциации, серьезным испытанием в связи со снижением объемов производства и спроса на транспортные услуги в отдельных базовых отраслях экономики. В целом объем перевозок речным транспортом снизился на 53 млн тонн или на 35% к уровню 2008 года. Тем не менее, многие судоходные компании смогли в этот сложный период сохранить клиентскую базу, кадры плавсостава и обеспечить работой транспортный флот. При этом объемы перевозок по внутренним водным путям стран Европейского союза снизились за тот же период на 25%.
Мы сегодня отмечаем успешную работу в 2009 году операторов танкерного флота: судоходных компаний «БашВолготанкер», увеличившего объем перевозок почти на 1 млн тонн (с ростом 26% к 2008 году), «Аншип» (на 21%), «Адмирал Маритайм» (на 17%), «Прайм Шиппинг» и «Волга-флот танкер» (на 12%), «Навигаторъ» и компания «Палмали» (на 9%).
Обеспечили прирост объемов перевозок сухогрузов ООО «Транспетрочарт» (на 30%), предприятия группы компаний «Азово-Донское пароходство» (на 15%) и ряд других пароходств.
Судоходные компании Сибири доставили до пунктов назначения все предъявленные к перевозке грузы, в том числе для обустройства новых нефтегазовых месторождений Западной Сибири и на объекты строительства магистрального нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан.
- За счет чего в прошлом году удалось достигнуть таких показателей?
- Данные результаты достигнуты благодаря слаженной работе АСК и Росморречфлота, судоходных компаний и Государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства. Особенно заметен результат улучшения судоходных условий на Волго-Балте, где судоходные компании, как вы знаете, в течение трех лет дополнительно финансировали дноуглубительные работы на проблемных участках канала. И, как результат, в прошедшую навигацию глубины на Волго-Балте позволяли загружать суда на осадку 3,7 метра.
Можно уверенно сказать, что значительная часть затрат судоходных компаний, направленных на дноуглубление, была компенсирована за счет повышения эффективности использования флота.
На юге, в сложных условиях маловодья, удалось за счет рационального попуска воды Цимлянского водохранилища обеспечить непрерывное судоходство на Нижнем Дону в течение всей навигации.
В 2009 году была сохранена положительная практика увеличения сроков навигации. Росморречфлот по просьбе АСК продлил навигацию на Волго-Балте, ВДСК и Нижнем Дону от 8 до 15 суток.
- Как члены АСК решают проблему межнавигационного разрыва в финансировании? Удается ли добиваться государственных субсидий в этом вопросе?
- В условиях падения спроса на сухогрузные перевозки, других, кроме кредита, источников финансирования ремонта флота и покупки судового топлива у большинства судоходных компаний просто нет.
В рамках выполнения мероприятий по реализации мер государственной поддержки судоходных компаний, Ассоциация направила Минтрансу России предложение о необходимости субсидирования государством части затрат предприятий внутреннего водного транспорта на уплату процентов по кредитам для осуществления их деятельности в межнавигационный период. Данное предложение было поддержано Министром и нашло отражение в Постановлении Коллегии от 9 июля 2009 года.
На основании экспертных расчетов, выполненных АСК, объем субсидирования из бюджета на эти цели в 2010 году в проекте постановления Правительства РФ определен в сумме около 180 млн руб. Проект постановления находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти, и хотелось бы надеяться на его скорое принятие, что особенно важно к концу навигации 2010 года.
- Члены АСК часто неоднократно обращали внимание на необходимость внесения изменений в систему формирования государственных сборов с судоходных компаний на ВВП. В самом начале навигации 2010 года Вы можете предсказать позитивные изменения в этом вопросе?
- По маршруту движения из пунктов Волги или с Каспийского моря в Азовское море сборы с одного и того же судна взимают АМП Астрахань, Волжское ГБУ, Волго-Донской канал, Азово-Донское ГБУ, АМП Таганрог, за прохождение транзитом порта Ростов-на-Дону, порта Таганрог и в завершение все сборы АМП Кавказ. То есть, тарифная нагрузка получается запредельная. Например, для теплохода типа «Волго-Дон» на рейсе Астрахань – Кавказ, общая сумма сборов составляет около 260 тыс руб. И столько же в обратном (порожнем) направлении. Итого на «круговой» рейс больше половины миллиона рублей.
Даже с учетом введенного АМП Таганрог для транзитных судов понижающего коэффициента (0,5), такие сборы создают неконкурентные условия по сравнению с железнодорожно-водным маршрутом перевозки экспортных грузов России через порты Украины. Мы еще раз обращаемся к коллегам из Росморречфлота и Федеральной службы по тарифам до начала навигации 2010 года пересмотреть ставки сборов с судов, следующих в морские порты с внутренних водных путей.
- Вопросам инновационного развития различных отраслей экономики Россия уделяет все большее внимание. Может и судоходным компаниям стоит присмотреться к инновационным технологиям?
- Большую аналитическую работу проделали члены АСК по инновационному развитию водного транспорта в порядке подготовки рассмотрения этого вопроса на президиуме Государственного Совета в Ульяновске.
Были выработаны предложения по созданию новых судов с использованием инновационных подходов, которые уже реализуются при строительстве новых танкеров и сухогрузов группой компаний «Палмали» и СК «Волжское пароходство». Это, прежде всего, использование в качестве движителей винто-рулевых колонок, снижение надводных габаритов за счет размеров или трансформации надстройки, обеспечение высокого класса автоматизации управления машинами и механизмами, позволяющего эксплуатировать теплоход в режиме совмещения профессий без постоянной вахты в машинном отделении с экипажем не более 7 человек (на действующих судах экипаж 13 человек).
Говоря об инновационных транспортных технологиях на водном транспорте, примечателен опыт Евросоюза, который в качестве инновационного направления рассматривает перенаправление грузопотоков с наземных видов транспорта на менее энергоемкий, более экологически чистый и более безопасный речной транспорт.
Значительные резервы провозной способности речного транспорта дают возможность разгрузить автомобильные и железные дороги, по которым грузы уходят в порты соседних государств.
Мы видим перспективы в развитии прямых смешанных перевозок и просим ускорить принятие соответствующего федерального закона, о котором было сказано выше. По аналогии с Евросоюзом, это должно стать национальной программой. Инициатором ее подготовки мы видим Минтранс России.
В области применения новых технологий показателен опыт ЗАО «Азово-Донское пароходство». Здесь внедряется новая транспортно-технологическая схема перевозки грузов по внутренним водным путям и прибрежном плавании.
Беседовала Софья Винарова