• 13 апреля 2010

    Российские порты: лед тронулся

    Грузооборот морских портов России за I квартал 2010 года вырос по сравнению с тем же периодом прошлого года на 11% - до 122,98 млн тонн. Объем перевалки сухих грузов составил 46,94 млн тонн (+15,3%), наливных – 76 млн тонн (+8,5%).  Менее всего выросли объемы перевалки в портах Северо-Западного бассейна (+2,9%), чуть лучше выглядели южные гавани (+3,8%),  а дальневосточные порты показали рост в 51%. Наибольшее влияние на статистику оказали климатические условия, работа железнодорожного транспорта и поставки по системе «Транснефти».
     

    Подмороженный Северо-Запад

     

    Хорошую динамику роста по итогам прошлого года показывали объемы перевалки угля и нефтеналивных грузов. Однако в I квартале текущего года на Северо-Западе как раз эти грузы выглядели слабо. Так, грузооборот порт Мурманск, где большую часть экспортных грузов составляет именно уголь (в марте объем экспортных грузов ОАО «ММТП» составил 1 млн 211,1 тыс. тонн,  из них: уголь – 939,5 тыс. тонн), за январь-март 2010 г. снизился почти на 13%. Объем перевалки в порту Высоцк также снизился – почти на 30% - до 558 тыс. т.

     

    Снижение грузооборота угля на Северо-Западе можно объяснить суровой зимой – смерзание угля приводит к существенным задержкам в его разгрузке. В ОАО «ММТП» даже были вынуждены разработать собственную технологию разрыхления смерзшегося угля.

     

    Тяжелыми климатическими условиями можно объяснить и достаточно низкую динамику по другим грузам, к примеру в январе 2010 г. грузооборот порта Усть-Луга даже немного снизился. Как пояснил тогда ИАА «ПортНьюс» капитан порта Олег Глухов, это произошло из-за сложной ледовой обстановки, повлекшей введение соответствующих ограничений на заход судов.

     

    Что касается нефтеналивных грузов, то здесь «подвела» железнодорожная составляющая, а также плановое снижение объемов поставок по системе «Транснефти». Последнее привело к снижению объемов перевалки нефти в порту Приморск. Так, объем экспортной перевалки нефти в порту Приморск за 3 месяца 2010 года снизился на 4,4% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года - до 17 млн 321,7 тыс. тонн. Как сообщил ИАА «ПортНьюс» капитан порта Приморск Александр Суриков, снижение грузооборота в отчетном периоде было плановым, соответствующим заданиям АК «Транснефть» (экспортная нефть на терминал поступает по нефтепроводу «Балтийская трубопроводная система», БТС).

     

    По словам Сурикова, задержки в отгрузке нефти со стороны порта не было. «У нас не было проблем с ледокольным обеспечением проводок танкеров в порт Приморск этой зимой», - сказал он.

     

    Железнодорожные «пробки» повлияли на объемы перевалки нефтеналивных грузов на других терминалах Северо-Западного бассейна. К примеру, грузооборот РПК-Высоцк-Лукойл-II  снизился на 15%.

     

    По данным Октябрьской железной дороги, по состоянию на 30 марта 2009 г. более  3500 вагонов простаивало в ожидании выгрузки на припортовых станциях. В частности, на припортовой станции Новый Порт простаивал 1551 вагон, в основном это цветные металлы и грузы в контейнерах, на припортовой станции Автово – 955 вагонов (нефтеналивные грузы и грузы в контейнерах). Впрочем, руководству «Петербургского нефтяного терминала» удалось минимизировать потери в объемах перевалки.

     

    Если говорить в целом, то порты Северо-Запада в первом квартале продемонстрировали рост. Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург вырос на 16,3% по сравнению с показателем аналогичного периода 2009 г. - до 11,2 миллиона тонн. По данным администрации порта, в докризисном I квартале 2008 г. грузооборот порта составил 13 млн 438,6 тыс. т. Таким образом, объем перевалки в январе-марте 2010 г. снизился по сравнению с докризисным уровнем на 16,8%. Контейнерооборот порта за отчетный период составил 394 тыс. 206 TEUs, что на 39,7% больше, чем за аналогичный период 2009 г. и на 12,2% ниже, чем в I квартале 2008 г. В частности, как сообщили ИАА "ПортНьюс" в группе Н-Транс, владеющей терминалами "Петролеспорт" и "Моби Дик" в Большом порту Санкт-Петербург,  контейнерооборот "Петролеспорта" вырос на 136% - до 90 тыс. 628 TEU, "Моби Дик" вырос на 22,5% на 28 тыс. 271 TEUs.

     

    Серьезный рост показал грузооборот порта Калининград – почти на 25%. Рост обеспечили терминалы Калининградского рыбного порта и «Содружества Соя». В то же время объемы перевалки «Калининградским МТП» незначительно снизились.

     

    Объем перевалки нефти через порт Варандей в январе-марте 2010 года вырос на 12,6% в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года - до 1 млн 939 тыс. 900 тонн. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в администрации порта, в марте грузооборот составил 761,9 тыс. тонн.

     

    Грузооборот порта Усть-Луга (Ленинградская область) в январе-марте 2010 года вырос на 33% по сравнению с показателем аналогичного периода 2009 года - до 2,4 млн тонн. Об этом ИАА «ПортНьюс» сообщил источник в порту. В марте 2010 года грузооборот порта составил почти 1 млн тонн. Судооборот порта в отчетном периоде превысил 310 единиц (более 150 судов посетило порт в I квартале 2010 года). В службе капитана порта отметили, что динамика грузооборота оказалась ниже ожидаемой из-за сложной ледовой обстановки. «Сейчас в порту началось резкое таяние льда. Можно ожидать к 20 апреля снятия ледовых ограничений», - сказал собеседник агентства.

     

    В то же время, грузооборот порта Архангельск за январь-март 2010 года снизился на 18% по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года - до 586,2 тыс. тонн. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в администрации порта, в марте грузооборот сократился на 17,5% по сравнению с мартом предыдущего года - до 238 тыс. тонн. В первом квартале 2010 года объем перевалки импортных грузов вырос на 32,5% - до 125,5 тыс. тонн, экспортных - вырос на 67,1%, до 287,9 тыс. тонн, каботажных - сократился на 61,5%, до 172,8 тыс. тонн. Грузооборот сырой нефти сократился на 87,3% - до 40,7 тыс. тонн, нефтепродуктов - вырос почти втрое, 96,1 тыс. тонн. Объем перевалки на экспорт лесных грузов вырос на 42% - до 106,9 тыс. тонн, целлюлозы, картона и бумаги - снизился на 67%, 12,1 тыс. тонн. Объем перевалки угля составил 71,2 тыс. тонн.

     

    Нефтяные дали

     

    Впечатляющий рост грузооборота дальневосточных портов можно объяснить запуском трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), выходящей в специализированный порт Козьмино (относится к АМП порта Восточный). Со времени начала работы в конце декабря 2009 года на конец марта 2010 года грузооборот терминала в Козьмино составил 3,243 млн тонн нефти. Это привело к росту общего объема перевалки АПМ Восточный на 85% по итогам первого квартала 2010 г.

     

    Порт Находка показал прирост грузооборота за первый квартал в 4,7%.

     

    Существенный прирост объемов перевалки – в 60%, показал и ОАО «Владивостокский морской торговый порт». Основу грузооборота составили экспортные грузы, перевалка которых за период января-марта возросла на 54%. В этой части активную динамику грузоперевалки продемонстрировали кокс и металлопродукция.  Кроме того, контейнерооборот стивидорной компании за прошедший квартал увеличился на 52%. Кроме этого, за три месяца 2010 года на 40% возросла перевалка импортных автомобилей и спецтехники.

     

    Противоречивый Юг

     

    Южные российские порты в целом показали рост, однако отработали по-разному. Достаточно слабо в первом квартале выглядел Новороссийск, грузооборот которого за январь-март 2010 г. вырос всего на 1,4%. Во-первых, опять же снизились поставки нефти на терминал КТК-Р, что привело к снижению перевалки на терминале на 2,7%. Во-вторых, грузооборот крупнейшей стивидорной компании порта ОАО «НМТП» показал рост ниже, чем в среднем по рынку. По мнению аналитиков УК «ФИНАМ», среди негативных моментов отмечается снижение объемов перевалки навалочных грузов на 7,3% в I квартале 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что обусловлено падением объемов перевалки железорудного сырья на 74,3%.

    Среди наиболее важных позитивных моментов эксперты отмечают рост грузооборота в наиболее рентабельном сегменте бизнеса НМТП – перегрузке контейнеров. «Такая динамика в контейнерном сегменте обусловлена ростом импорта в Россию в текущем году. Также наблюдался рост объемов перевалки сырой нефти в марте на уровне 1,9%, по сравнению с аналогичным периодом 2009 года», - говорится в сообщении «ФИНАМ».

     

    Грузооборот Астрахани снизился на 5%, в основном за счет снижения перевалки на мощностях порта Махачкала почти на 15%.

     

    Хороший рост грузооборота – на 54%, продемонстрировал порт Ростов. В частности, за счет роста перевалки растительного масла и нефтепродуктов.

     

    Грузооборот ОАО «Туапсинский морской торговый порт» в I квартале 2010 года составил 5 млн тонн грузов, что на 19% больше аналогичного показателя прошлого года. За 3 месяца 2010 года обработано 3,8 млн тонн нефтеналивных грузов (+12 % к аналогичному периоду 2009 года), объем перевалки сухих грузов вырос на 34% и составил 1,2 млн тонн. По данным стивидорного предприятия, в структуре импортного грузопотока в 3 раза увеличилась перегрузка навалочных грузов, в частности сахара-сырца. В экспортном грузопотоке прослеживается положительная динамика перевалки угля (+13,8%). Мощности введенного в эксплуатацию в начале февраля зернового терминала позволили обработать 253 тыс. тонн зерна, в 3 раза увеличив показатель перевалки зерна на экспорт по сравнению с прошлым годом.

     

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен