Очевидно, что без государственной поддержки судостроительной отрасли, без модернизации отечественных верфей и строительства новых, российское судостроение будет постепенно умирать, а заказы будут по-прежнему получать западные и азиатские верфи. В то же время, каждое рабочее место в судостроении создает до 7 рабочих мест в смежных областях. Судостроительные предприятия составляют костяк промышленности ряда важнейших российских городов, например Санкт-Петербурга. Поэтому допустить исчезновения данной отрасли нельзя.
Отметим, что в настоящее время отрасль, несмотря ни на что, находится на подъеме. По словам генерального директора петербургских «Адмиралтейских верфей» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию – ОСК) Владимира Александрова, только сейчас основные судостроительные предприятия России нашли свои ниши на рынке. У верфей есть экспортные и государственные заказы. В частности, объем выпущенной продукции «Адмиралтейских верфей» в 2010 г. планируется увеличить более чем в 3 раза по сравнению с показателем 2009 г. – до 23-25 млрд руб. По словам Владимира Александрова, «Адмиралтейские верфи» и «Балтийский завод» способны выполнить и заказ на строительство двух кораблей-вертолетоносцев типа Mistral, правда для этого им понадобится дополнительное время на подготовку производства.
С другой стороны, если ничего не менять, то эти успехи отечественного судостроения не будут долговечными. Дело в том, что при сохранении без изменений действующего законодательства, судостроители не смогут конкурировать с зарубежными предприятиями, для которых действуют особые льготные налоговые и таможенные режимы. Особенно если учесть, что российский климат диктует дополнительные затраты на строительство, оборудование и энергоснабжение. Другой проблемой является большая социальная нагрузка российских верфей. По словам Александрова, если в нынешних условиях начать повсеместное внедрение IT-технологий, автоматизирующих производственные и управленческие процессы, то штат придется сократить до 5 раз. А это недопустимо. Поэтому единственный выход – увеличение объема заказов, что невозможно без мер господдержки отечественного судостроения.
В настоящее время Минтрансом России готовится законопроект о поддержке судостроения и судоходства, предусматривающий ряд таможенных и налоговых льгот для судостроительных предприятий.
Впрочем у судостроителей мало информации о готовящемся законопроекте, информационный обмен между предприятиями и государственными органами в этом плане налажен слабо. По словам Александрова, у него как у руководителя одного из ведущих судостроительных предприятий России недостаточно информации о конкретных предложениях Минтранса.
«Судостроение – это вопрос государства, вопрос правительства, - говорит Владимир Александров. – Мы уже говорили, что в известной степени нас ущемляют вопросы, связанные с законодательной базой, с налогооблажением, с таможенным оформлением. Но вот сейчас мы надеемся, что все-таки произойдут определенные изменения».
Софья Винарова.