• 27 февраля 2010

    Руководитель Росморречфлота Александр Давыденко: «Внедряемые сегодня механизмы должны создать нормативно-правовую базу для инвестиционной привлекательности отрасли»

    В 2009 году на показателях работы отрасли, как и на всей экономике России, сказалось влияние мирового финансового кризиса. В рамках секвестирования федерального бюджета возникла необходимость определения приоритетных задач и оптимизации расходов. 
     
    Минфином России бюджет Росморречфлота был сокращен более, чем на 6 млрд рублей.  При этом надо было сохранить набранные темпы модернизации отрасли.

    В Правительстве РФ и Минтрансе России были сформированы Рабочие группы для мониторинга ситуации и выработки предложений по оказанию помощи со стороны государства предприятиям, в том числе нашей отрасли.

    С этой целью Росморречфлот еженедельно отслеживал ситуацию по вопросам занятости, динамики рабочих мест, выплаты заработной платы, и в целом по финансовому состоянию для оказания помощи предприятиям.

    Была поставлена задача сохранить объемные показатели 2008 года. Этого удалось достичь на морском транспорте.

    В 2009 году морской флот пополнился 24 новыми судами общим дедвейтом около 2 млн тонн, из них 3 судна зарегистрированы под российским флагом.

    Количество судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, по состоянию на начало 2010 года составило 1403 судна общим дедвейтом 17 млн тонн. В Российский международный Реестр судов включено 347 судов общим тоннажем 1,43 млн тонн.

    К сожалению, за последние 3 года мы наблюдаем негативную тенденцию увеличения флота под иностранным флагом. Поэтому особенно необходимо продолжать работу над совершенствованием Закона о втором реестре.
    В  2010 году ожидается поставка 14 морских судов общим тоннажем более 1,5 млн тонн.

    Объем перевозок грузов морским транспортом в 2009 году составил 38 млн. тонн, что превышает аналогичный показатель 2008 года на 6 %, из них перевозки в заграничном плавании выросли на 7 % и составили 29 млн. тонн, в каботажном  остались на прежнем уровне и составили  8,3 млн. тонн.

    Грузооборот морского транспорта увеличился на 15,7 %.
    Основные грузы, перевозимые на российских судах –  наливные, металлы и уголь.

    В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности морским транспортом завезено около 4 млн. тонн, что на 2,5 % больше уровня прошлого года. Все предъявленные к перевозкам грузы доставлены получателям.

    По итогам 2009 года объём перевалки грузов в морских портах России вырос на 9% и составил 496 млн тонн. При этом необходимо отметить, что российские порты перерабатывают 82% грузов российской внешней торговли, оставляя на долю иностранных портов только 18%. Напомню, что в 2000-м году этот показатель был 46  на 54% соответственно.

    По экспертным оценкам, грузооборот морских  портов России в 2010 г. может достичь 520 млн тонн. Впервые мы перейдем полумиллиардный рубеж и будем стремиться к миллиарду тонн.

    В 2009 году в российских портах было введено в эксплуатацию свыше 32 млн тонн перегрузочных мощностей, в том числе в Усть-Луге, Балтийске, Кавказе, Тамани, Новороссийске, Оля, Владивостоке, Восточном (бухта Козьмина), Ванино (бухта Мучке), Шахтерске и Пригородном. В 2010 году планируется увеличение перевалочных мощностей ещё на 30 млн тонн.
    Общий объем инвестиций в строительство и реконструкцию портовых мощностей за период реализации подпрограммы «Морской транспорт» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы (2002-2010 годы)» составил 443 млрд рублей, в том числе средств федерального бюджета - 51 млрд. рублей. Таким образом, на 1 рубль бюджетных средств вложено 7 рублей частных инвестиций, при среднем показателе в экономике 1:2 ~ 1:3.

    Начиная с 2010 года мы приступаем к реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)», которая сформирована по проектному принципу.

    Значительное число мероприятий будет направлено на комплексное развитие транспортных узлов, где предусмотрено как строительство перегрузочных комплексов, так и железнодорожных и автомобильных подходов.

    В результате реализации программных мероприятий к 2016 году планируется обеспечить перевалку грузов в объеме более 770 млн тонн в год, в том числе создать резерв пропускной способности морских портов в 15%, что позволит переориентировать российские внешнеторговые грузы из портов сопредельных государств на российские порты, а также использовать его в моменты пиковых нагрузок в общей транспортной сети Российской Федерации.

    Особое внимание уделено развитию глубоководных портов Мурманск, Усть-Луга, Калининград, Тамань, Оля, Восточный, Ванино. Эти порты планируется развивать как порты-хабы, в том числе для обслуживания международных транспортных коридоров.

    Общий объем финансирования по подпрограмме «Морской транспорт» за 2010-2015 гг. составит около 630 млрд рублей, в том числе бюджетное финансирование – 180 млрд рублей.
     
    При этом планируется обеспечить приток внебюджетных инвестиций за счет опережающей подготовки проектной документации и применения механизмов финансирования проектов на условиях государственно-частного партнерства.
    Большие надежды мы связываем с отработкой и внедрением механизмов концессии.

    К сожалению, кризис сильнее всего отразился на работе внутреннего водного транспорта. Объем перевозок снизился более чем на 30% и составил 97,6 млн тонн. Особенно упали объемы перевозок внутри страны. Все показатели вы можете увидеть на слайде.

    В районы Крайнего Севера доставлены все предъявленные к перевозкам грузы, но и здесь мы видим уменьшение почти в 2 раза.
    Перевозки пассажиров также снизились на 10% и составили около 18 млн чел.

    Причиной этого явились кризисные явления в целом в экономике страны и, особенно, в строительной индустрии.

    С 2000 года мы наблюдали постоянный рост объемов перевалки грузов в речных портах, но по указанным причинам и здесь в прошедшем году видим резкое падение. Сезонность и зависимость от внутреннего рынка делают речной транспорт более уязвимым, чем морской.

    С учетом факторов оживления экономики на фоне выхода из кризиса можно прогнозировать, что спад объемов перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом в 2010 году прекратится, и мы выйдем на докризисные темпы роста.

    В 2009 году Росморречфлот особое внимание уделял  качественным характеристикам внутренних водных путей.

    Увеличилась их протяженность с гарантированными габаритами судовых ходов и круглосуточным движением транспортного флота.
       
    Серьезным сдерживающим фактором развития перевозок грузов и пассажиров по Единой глубоководной системе в Европейской части России является наличие «узких» мест – это Нижнесвирский шлюз, участок р. Волги ниже Городецкого шлюза в районе Нижнего Новгорода, участки на Нижней Волге и Нижнем Дону. Эти проблемы планируется решить в рамках реализации программы «Развитие транспортной системы России» в 2010-2015 гг.
    К качественным показателям внутренних водных путей относится и состояние судоходных гидротехнических сооружений.

    В результате проведенных Росморречфлотом мероприятий по состоянию на 1 января 2010 года уменьшилось число судоходных гидротехнических сооружений с опасным и неудовлетворительным техническим состоянием и, соответственно, увеличилось число СГТС в нормальном состоянии.

    Ситуация начала выправляться с  увеличением бюджетного финансирования.
    Дальнейшее развитие внутреннего водного транспорта будет осуществляться в рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Для реализации подпрограммы запланировано выделение 206,3 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета 165 млрд рублей.

    Эффект от реализации подпрограммы оценивается увеличением пропускной способности Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации почти в 2 раза и повышением уровня безопасности судоходства.
    В июне 2009 года Правительством Российской Федерации была одобрена Концепция реформирования системы управления внутренними водными путями Российской Федерации.

    Росморречфлот проводит планомерную работу по повышению уровня безопасности судоходства и мореплавания. Важной оценкой этой работы явились результаты добровольного аудита Российской Федерации, проведенного Международной морской организацией в период с 28 сентября по 7 октября прошлого года.

    По результатам Аудита оценка уровня государственной системы управления безопасностью мореплавания определила позицию Российской Федерации в общем рейтинге морских держав как одну из ведущих в мире.
    В тоже время были отмечены 4 наблюдения и 1 несоответствие, которые вы можете видеть на слайде.

    Необходимо отметить, что судовладельцы и объединяющие их общественные организации могли бы проявлять больше активности по приведению внутренних стандартов безопасности в соответствие с международным уровнем. Мы говорили об этом на прошлогоднем итоговом совете.
    Продолжает использоваться флот старше 30 лет, что негативно отразилось на ходе нынешней навигации, особенно в Азовском бассейне и на Каспии, где сложилась опасная ледовая обстановка.

    Последние 2-3 года политика многих бункеровочных компаний и ассоциации бункеровщиков была направлена не на обновление бункерного флота, а на поиск путей получения отсрочек от выполнения конвенционных обязательств Российской Федерации.

    Для исправления ситуации нам необходимо усилить совместную работу по обновлению флота.

    Со своей стороны Росморречфлот в целях повышения уровня технической оснащенности государственных аварийно-спасательных формирований приступил в 2009 году к строительству на российских верфях специализированных судов. В целом до 2015 года аварийно-спасательный флот пополнится 41 единицей и будет полностью обновлен.
    На внутреннем водном транспорте будут введены в строй 460 единиц обслуживающего флота.

    На сегодняшний день продолжается зимняя навигация, которая была открыта в 24 замерзающих портах Российской Федерации и оказалась, как я уже отмечал, по ледовым условиям чрезвычайно сложной. Это сразу выявило слабые места в организации работы Штабов ледокольных операций, в системе расстановки ледоколов, их снабжении и ремонте. Необходимо учесть эти уроки в будущем.

    В целом в рамках ФЦП 10-15 разработаны проекты линейных дизельных и атомных ледоколов нового поколения и предусмотрено постепенное обновление всей линейки ледокольного флота.

    С учетом задач по укреплению присутствия России в Арктике и необходимости развития Северного морского пути как единого инфраструктурного транспортного объекта нами разработаны предложения по возрождению специализированного федерального государственного учреждения – Администрация Севморпути с наделением его соответствующим имуществом и функциями.

    В 2009 году Росморречфлотом совместно с Минтрансом России проводилась работа по реализации закона «О морских портах».

    Начиная с 2008 года Законом на Росморречфлот были возложены дополнительные функции, которые ранее находились в компетенции Росимущества и осуществлялись через его территориальные органы.
    В соответствии с установленными требованиями ФГУП «Росморпорт» проводится работа по заключению договоров аренды федерального имущества и определению величины арендной платы на основании результатов независимой оценки.

    В 2009 году в Агентстве рассмотрены материалы по всем портам, где ФГУП «Росморпорт» является балансодержателем федерального имущества.
    За Предприятием закреплены на праве хозяйственного ведения более 520 причалов. Более 80% (422 ед.) сдано в аренду (остальные используются предприятием самостоятельно для отстоя флота). Заключено 111 договоров аренды.

    Работу по приведению договоров аренды в морских портах в соответствие с действующим законодательством планируется завершить в 1 квартале 2010 г.
    С целью повышения эффективности использования федерального имущества подготовлены предложения по реорганизации ФГУП «Росморпорт» с последующим его акционированием.

    Одной из важнейших сфер деятельности Росморречфлота является отраслевое образование.

    Для реализации стратегических целей Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года необходимо обеспечить подготовку для отрасли достаточного количества высококвалифицированных специалистов. Это с учетом прогнозируемого дефицита командного плавсостава в 40-50 тыс. человек начиная с 2012 года.

    По состоянию на 1 января 2010 года в 7-ми общеобразовательных комплексах Росморречфлота по программам высшего и среднего профессионального образования обучается 78 200 человек. В  2009  году подготовлено 9 тысяч специалистов с высшим профессиональным образованием и со средним профессиональным образованием – 5,5 тысяч человек.

    Одним из путей повышения качества обучения является целевая контрактная подготовка, которая позволяет наиболее полно удовлетворять требования заказчика к уровню знаний специалистов, а выпускнику достаточно быстро (уже на стадии обучения) адаптироваться к условиям работы.

    Остро стоит вопрос о содержании учебно-производственного флота.

    С целью сохранения возможности прохождения плавательная практика студентов на этих уникальных судах необходимо найти конкретные механизмы по взаимодействию между ВУЗами и судоходными компаниями. Мы предлагаем судоходным компаниям и пароходствам рассмотреть вопрос о шефстве над учебно-производственными судами.

    Образовательный процесс невозможно осуществлять без проведения мероприятий по укреплению материально-технической базы и поддержке учебных заведений. В новой ФЦП на 2010-2015 годы предусмотрены средства на строительство и реконструкцию учебно-лабораторных корпусов и общежитий, тренажерных комплексов.

    Президентом РФ поставлена задача по созданию инновационной инфраструктуры. В августе 2009 года был принят 217-ый федеральный закон, позволяющий ВУЗам вносить разработанные продукты в создаваемые дочерние общества, чтобы выводить их на рынок. Данная мера существенно расширяет возможности образовательных учреждений.

    Для ускорения работы по практическому применению этого Закона Экспертный совет Росморречфлота совместно с Советом по образованию 24 февраля т.г. рассмотрел его положения. Вопрос модернизации научного комплекса и создания инновационно-внедренческих предприятий в рамках реализации Закона будет обсуждаться на совещании, которое мы планируем провести в Новороссийске 19 марта на базе Академии им. Адмирала Ф.Ф. Ушакова. Приглашаем все заинтересованные стороны к участию в совещании.

    Одновременно предлагаем всем предприятиям отрасли более активно включиться в работу по расширению сотрудничества в области развития и внедрения инноваций.    
     
    Нельзя не отметить, что прошедший год стал юбилейным для транспорта как в части создания единого органа управления, так и начала инженерного образования. Двухсотлетний рубеж показал, что системы управления отраслью и подготовки квалифицированных кадров для морского и речного транспорта достаточно отработаны.

    Но нельзя останавливаться на достигнутом, условием развития является постоянное движение вперед.

    Для успешного развития, особенно в посткризисный период, нам необходимо сконцентрироваться на инновационных методах развития отрасли, эффективных мерах по поддержке предприятий и организаций морского и речного транспорта, обеспечить повышение результативности бюджетных вложений и использования федерального имущества.

    Внедряемые сегодня механизмы должны создать нормативно-правовую базу для инвестиционной привлекательности отрасли, комфортные условия для бизнеса. Только так мы сможем обеспечить сбалансированную, эффективную и безопасную работу морского и речного транспорта.
     
    Уверен, что и в этих условиях мы сохраним наши лучшие традиции. А знания, опыт, и преданность делу работников отрасли послужат залогом успешного решения поставленных перед нами задач.
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен