Усть-Луга шагнула к IPO
ОАО «Компания Усть-Луга», реализующая проект комплексного развития порта Усть-Луга на территории Ленинградской области, 10 февраля 2010 г. в установленный срок погасила обязательства по дебютному облигационному займу на общую сумму более 600 млн руб. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в компании, это можно рассматривать как первый шаг на пути к фондовому рынку.
Напомним, облигации серии 01 ОАО «Компания Усть-Луга» были размещены в феврале 2007 г. Их общая номинальная стоимость составила 600 млн руб.
Как рассказала ИАА «ПортНьюс» финансовый директор ОАО «Компания Усть-Луга» Марина Кондратьева, это был дебютный заём, первый шаг компании на пути к фондовому рынку. Дебют оказался успешным, как с точки зрения эмитента (низкая ставка купона - 9,9% годовых), так и с точки зрения приобретателя облигаций (гарантия возврата). Общий объем выплаты по купону составил 14, 8 млн руб.
Средства от облигационного займа направлялись на строительство многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2» и развитие портовой инфраструктуры.
Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в ОАО «Компания Усть-Луга», предприятие намерено продолжать выпуск облигаций.
По мнению аналитика НОМОС-Банка Игоря Голубева, размещение облигаций по ставке 9,9% было достаточно успешным результатом даже для конъюнктуры 2007 года. Положительную роль сыграла гарантия Ленинградской области, которая относила бумаги Эмитента к категории квази субфедеральных бондов. К фактору, несколько сдерживающему привлекательность бумаг «Компании Усть-Луга», можно было отнести небольшой объем выпуска – 600 млн руб., что не позволяло облигациям похвастаться ликвидностью. Вместе с тем, на бондах «Компании Усть-Луга» инвесторы неплохо заработали. Так, в 2009 году некоторые сделки по облигациям компании проходили с доходностью далеко превышающей 30%-ую отметку.
«Важно отметить, что к моменту погашения займа бизнес «Компании Усть-Луга» вряд ли можно отнести к категории венчурных. На сегодняшний день порт Усть-Луга работает если не в полную силу, то строительство большинства терминалов находится в завершающей стадии. Интерес инвесторов, среди которых: Сибур, Транснефть, НОВАТЭК, а также поддержка государства, которое активно финансирует строительство порта, выступают факторами, которые смогут поддержать интерес участников фондового рынка в случае нового предложения публичного долга от «Компания Усть-Луга»», - полагает Игорь Голубев.
Как прокомментировал ИАА "ПортНьюс" главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин, в целом динамика этих бумаг с момента размещения была достаточно благоприятной, учитывая, конечно, кризисные реалии. «К концу 2009 г., ее доходность вернулась на отметки вблизи своих докризисных значений, то есть к уровню 10% - 11% годовых», - отметил эксперт.
По его мнению, с учетом последних значений ставок, в текущих условиях компании удастся привлечь финансовые средства примерно под 12% годовых.
«Полагаю, что инфраструктурные экономические проекты, сектор транспорта - один из основных "локомотивов" восстановления российской экономики. Хотя, для реализации их потенциала, на мой взгляд, в ближайшие годы потребуется рост государственных вложений в отрасль. Этот фактор, с учетом текущих прогнозов бюджета является основным элементом риска, в том числе для бизнеса ОАО "Компания Усть-Луга"», - считает Александр Осин.
В связи с этим отметим, что осенью 2009 г. глава Минтранса РФ Игорь Левитин сообщал, что государство готово поддержать выпуск инфраструктурных облигаций под развитие морских портов в 2010 г. Такие облигации будут поддержаны гарантиями правительства. ОАО «Компания Усть-Луга» (Ленинградская область) рассчитывала на включение проекта комплексного развития морского порта Усть-Луга в перечень проектов, предусматривающих гарантии федерального бюджета Российской Федерации при выпуске инфраструктурных облигаций в 2010 году. Более подробно об этом ИАА «ПортНьюс» публиковало материал в разделе «Актуальная тема» от 27 октября 2009 г.
Виталий Чернов.