Вице-президент по транспорту и логистике ЛИГ «Сафинат» Ивайло Гецов: Cудостроение страдает теми же проблемами, которыми страдает наше общество
Хорошо известно, что без развития отечественного судостроения создать мощный российский флот невозможно. Так считают в правительстве Российской Федерации, с этим согласны и представители бизнеса. В настоящее время верфи России, как правило, обладают низкой конкурентоспособностью по сравнению с зарубежными предприятиями. О том, где и почему сегодня выгоднее заказывать флот, а также о мерах, которые могли бы сделать отечественные верфи более привлекательными для размещения заказов частных компаний, ИАА «ПортНьюс» рассказывает вице-президент по транспорту и логистике Логистической инвестиционной группы «Сафинат», имеющий большой опыт работы в иностранных судоходных компаниях, Ивайло Гецов.
- г-н Гецов, насколько конкурентоспособны российские судостроительные предприятия по разным классам судов, с точки зрения цены, качества, сроков и точности исполнения контракта?
- Уровень конкурентоспособности российского судостроения в первую очередь определяет: отсутствие высокотехнологичной базы, собственного производства комплектующих (главных двигателей, дизель-генераторов, навигационного оборудования) и пр., отсутствие квалифицированного персонала, отсутствие эффективной государственной поддержки. Объективности ради вспомним и положительные факторы – все переговоры и техническая документация ведутся на русском языке. Есть понимание специфики судоходства по внутренним водным путям. К сожалению, вывод очевиден, в настоящий момент российское судостроение не в состоянии конкурировать с зарубежным на равных. В первую очередь мы проигрываем восточно-европейским и китайским верфям.
- Где в настоящее время выгоднее заказывать небольшие новые суда (бункеровщики, буксиры и т.п.) - в России или за границей? Почему?
- На сегодняшний день однозначно выгоднее размещать заказы на строительство новых судов за границей. В России просто нет адекватных условий для судостроения.
- Какие меры, по вашему мнению, необходимы для повышения конкурентоспособности российских судостроительных предприятий?
- Необходимо на федеральном уровне реализовать программу стимулирующую развитие отрасли. Возможно, через создание специального фонда поддержки судостроения. Приоритетными направлениями деятельности должны стать финансирование строительства верфей и заводов по производству комплектующих (двигателей, радиоэлектронного оборудования, технических средств судовождения и т.д.). Однозначно надо начинать с лицензионного производства, поскольку отставание отечественной технологии настолько значительное, что наверстать его в обозримом будущем не считаю реальным.
Бесспорно, что судостроение страдает теми проблемами, которыми страдает наше общество. А именно: отток молодых специалистов от производства, исследовательской работы. Разрушена система передачи опыта от старшего поколения молодому. Научно-исследовательские институты потеряли связь с реальной экономической жизнью. Работу по восстановлению производства во всех смежных с судостроением отраслях надо проводить долго, тщательно и с вниманием к требованиям времени.
Создание судов требует «длинных» дешевых денег, для этого необходимо обеспечить судостроителям свободный доступ к государственным кредитным линиям сроком на 10-15 лет с процентной ставкой на уровне LIBOR+0,5. Финансирование строительства судов необходимо осуществлять без значения юрисдикции заказчика, как это делается в Китае и Румынии. Закупка всех комплектующих, которые не производятся на территории РФ, должна быть беспошлинной, также следует освободить закупку плавсредств от налога на добавленную стоимость (НДС), опять же вне зависимости от юрисдикции заказчика. Все эти меры должны быть обеспечены сквозным, упрощенным и прозрачным механизмом выполнения для всех контролирующих органов – налоговой инспекции, транспортной милиции и прокуратуры, таможни.
- Считаете ли вы экономически обоснованным строительство в России "суперверфей", способных строить крупнейшие суда?
- Без централизованной программы развития судостроения малореально, что такой проект будет привлекателен для частных инвестиций. Даже если роль инвестора возьмет на себя государство, то вопросы обеспечения эффективности работы таких верфей все равно упрутся в необходимость системных преобразований.
- Какова судостроительная программа ЛИГ "Сафинат" - количество и назначение судов, сроки, на каких верфях будут размещаться заказы?
- На сегодняшний день конкурентные преимущества флота ЛИГ «Сафинат» - его мобильность и востребованность мелкотоннажных судов класса «река-море». В наших планах на ближайшие пять лет реализовать программу постройки еще от 20 до 25 судов дедвейтом 7-13 тыс. тонн.
Основные приоритеты для нас - это качество, условия финансирования, общая стоимость. На сегодняшний день наиболее оптимальное соотношение этих параметров предлагают верфи Китая и Румынии. Также мы рассматриваем возможности строительства своего судостроительного завода в Астрахани.
Беседовал Виталий Чернов.