Таможня: между Сциллой и Харибдой
Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) жалуются на чрезмерное давление со стороны Федеральной таможенной службы России (ФТС) в условиях общего экономического спада. Со своей стороны, ФТС рассматривает в качестве своей важнейшей в условиях кризиса задачи максимальное пополнение государственной казны. На это противоречие в интересах бизнеса и таможни накладываются заявленные нововведения – перенос таможенного оформления товаров к госгранице и формирование единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана.
Деньги в кассу
По мнению участников внешнеэкономической деятельности, в последний год ФТС стала слишком часто прибегать к процедуре корректировки таможенной стоимости товаров (порой в несколько раз) и взысканию необоснованных штрафов. Как рассказал директор ассоциации таможенных брокеров «Северо-Запад» Роман Козлов, со стороны таможни наблюдается «искусственное завышение цены» на товары через корректировку их таможенной стоимости. По данным таможенных брокеров, это подтверждается и судебной практикой. По словам управляющего партнера юридической компании K&B Group Станислава Баранова, до недавнего времени ФТС проигрывала в судах порядка 90% дел по завышению стоимости. «Однако есть мнение, что теперь поступило негласное указание судам не мешать ФТС собирать деньги для государства», - предположил Станислав Баранов.
Деньги в кассу
По мнению участников внешнеэкономической деятельности, в последний год ФТС стала слишком часто прибегать к процедуре корректировки таможенной стоимости товаров (порой в несколько раз) и взысканию необоснованных штрафов. Как рассказал директор ассоциации таможенных брокеров «Северо-Запад» Роман Козлов, со стороны таможни наблюдается «искусственное завышение цены» на товары через корректировку их таможенной стоимости. По данным таможенных брокеров, это подтверждается и судебной практикой. По словам управляющего партнера юридической компании K&B Group Станислава Баранова, до недавнего времени ФТС проигрывала в судах порядка 90% дел по завышению стоимости. «Однако есть мнение, что теперь поступило негласное указание судам не мешать ФТС собирать деньги для государства», - предположил Станислав Баранов.
Действительно, как сообщила ФТС, в 2009 году одной из ее важнейших задач было пополнение госбюджета. «Пополнение доходной части федерального бюджета – одна из важнейших задач таможенных органов. Выполнение планового показателя достигнуто в условиях сложной мировой экономической ситуации», - говорится в отчете ФТС за 2009 год. На конец 2009 г. таможенные органы выполнили контрольный показатель этого года по перечислению в бюджет, перечислив 3 трлн 483,2 млрд рублей (контрольный показатель 2009 года - 3 трлн. 472,04 млрд рублей). Это превышает уровень 2006 и 2007 годов.
ФТС в том же отчете признается, что перевыполнение плановых показателей в условиях экономического спада было достигнуто за счет «обеспечения достоверного декларирования, осуществления контроля таможенной стоимости, применения системы управления рисками, использования форм контроля после выпуска товара (постаудита) в сочетании с правоохранительной деятельностью».
В то же время, в Положении о Федеральной таможенной службе не говорится о том, что важнейшей задачей ее деятельности является пополнение бюджета. Ст. 1 Положения гласит, что ФТС должна заниматься выработкой государственной политики и нормативным правовым регулированием, контролем и надзором в области таможенного законодательства, исполнять функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, преступлениями и административными правонарушениями.
На практике, когда фактически главной целью деятельности таможни является сбор средств с участников ВЭД, это оборачивается серьезными проблемами для бизнеса. По словам Станислава Баранова, только по одной Балтийской таможне в суды за 2009 г. было направлено 1,5 тыс. дел. По данным юриста, чтобы по суду вернуть деньги у таможни, требуется полгода (в некоторых случаях – год). «Поэтому небольшие компании не могут себе позволить судиться – и ФТС этим пользуется», - говорит Станислав Баранов.
Впрочем, на наш взгляд, политика ФТС в условиях кризиса понятна – если государство в качестве приоритета антикризисных мер объявило обеспечение социальных гарантий, то это требует максимальных сборов в госбюджет – прежде всего, разумеется, с бизнеса. Кроме того, одной из антикризисных мер является защита отечественного производителя. Так что участникам ВЭД жаловаться на ФТС в нынешних условиях бессмысленно – пока государство не будет уверено, что сумеет обеспечить социальные гарантии на должном уровне, смягчения таможенного администрирования вряд ли стоит ожидать, а ФТС будет вынуждена лавировать между Сциллой обеспечения интересов бизнеса и Харибдой необходимости пополнения госказны.
Границы дружбы
Существенных изменений на рынке таможенно-логистических услуг можно ожидать и в связи с двумя процессами, которые будут разворачиваться в 2010 году – реализацией Концепции переноса процедуры таможенного оформления товаров к местам, приближенным к госгранице – с одной стороны, и формированием единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана – с другой. Готова ли к этому инфраструктура?
По словам генерал-лейтенанта таможенной службы, в 2005-2006 гг. начальника Северо-Западного Таможенного Управления, а ныне советника управляющего одного из банков Павла Корчажкина, стоимость строительства среднего склада временного хранения составляет 15 млн долл. (более 1 млн долл. на 1 га). На такие инвестиции должны быть готовы участники рынка, в условиях мирового финансового кризиса и наличия известных сложностей с привлечением заемных средств. При этом сами они не могут быть уверены, что даже затратив эти средства и построив терминалы вдоль границы, их инвестиции окупятся – ведь никто не может дать гарантий, что концепция таможенного оформления вскоре вновь не изменится. У государства на это денег также нет.
«Перенос таможенного оформления к границе потребует строительства целых моногородов, так как для этого требуется создание большой инфраструктуры. Например, в Выборге потребуется увеличение штата таможни минимум на 500 человек, за которыми должны придти специалисты других госструктур – различных инспекций, погранслужбы и т.д.» - говорит Павел Корчажкин. По его мнению, реализация Концепции все равно не приведет к разгрузке городов от фур, так как грузы так или иначе в своем большинстве придут в Москву и Санкт-Петербург. «В основном, проблема с затаренностью грузами и фурами касалась только Москвы, она отсутствует в других российских городах. Поэтому проводить из-за этого общероссийскую реформу нецелесообразно», - полагает эксперт.
С другой стороны, следует признать ненормальным и то положение, когда практически все внешнеторговые грузы проходили через Москву, даже если они шли, к примеру, к петербургским потребителям. Это усиливало сверхцентрализацию российской экономики и тормозило развитие регионов.
Как бы то ни было, но отсутствие соответствующей инфраструктуры в приграничных районах и стимулов к ее созданию осознают, судя по всему, и в самой ФТС. Поскольку на днях службой было принято решение о переносе сроков вступления в силу приказа ФТС от 15 сентября 2009 года N1691 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом» до 1 ноября 2010 года.
Как сообщила пресс-служба ФТС, перенос срока «связан с необходимостью подготовки условий и обустройства инфраструктуры морских (речных) портов, а также таможенных органов, на что требуется дополнительное время. Кроме того, в ФТС России поступили многочисленные обращения участников ВЭД, которые также поднимают вопрос о необходимости дополнительного периода времени для выполнения условий, установленных указанными приказами».
«В настоящее время ФТС России также проводит работу по внесению изменений в приказы в части расширения категорий товаров и лиц, перемещающих товары и транспортные средства, в отношении которых нецелесообразно применять требования об обязательном таможенном оформлении в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, а также таможенных режимов и таможенных процедур, при использовании которых не будут применяться указанные требования», - сказано в сообщении.
В связи с формированием Таможенного союза с 1 июля 2010 г. планируется ввести в действие и новый Таможенный кодекс, который станет кодексом Союза. Он вызывает серьезные опасения участников рынка.
По мнению Станислава Баранова, предложенный проект Кодекса наделяет таможню практически неограниченными полномочиями и резко усиливает ее коррупционный потенциал. По словам юриста, проект предполагает увеличение срока таможенного контроля с года до трех с максимальным расширением перечня лиц, в отношении которых он может применяться. Срок таможенного оформления увеличивается до 10 дней, на усмотрение начальника таможенного поста. Товар может не выпускаться без добровольного согласия грузополучателя с корректировкой его таможенной стоимости – что делает дальнейшие судебные разбирательства с таможней бесперспективными для бизнеса (суд при наличии добровольного согласия грузополучателя принимает, как правило, решение в пользу таможни). Предполагается и допуск ФТС к банковской тайне, и право досмотра любых лиц, находящихся на территории портов. Система старается принимать решения не с правовой точки зрения, а с точки зрения комфорта для государства, - подытоживает Станислав Баранов.
В действительности, можно спорить относительно целесообразности реформы, связанной с переносом таможенного оформления к госгранице, с тем, выгоден ли России сам по себе Таможенный союз, или он является всего лишь плодом ее политических амбиций. Однако, на наш взгляд, сырость предлагаемых нововведений и стремление государства к чрезмерному вмешательству в рыночные процессы достаточно очевидны.
Виталий Чернов.