Преобладание наливных грузов в структуре грузопотока, проходящего через морские порты Российской Федерации, становится хорошей отечественной традицией. Наша страна по-прежнему сохраняет лидирующие позиции на мировом нефтеналивном рынке, что сказывается на объемах морского экспорта российской нефти. Как и ожидалось, в период кризиса именно нефть и нефтепродукты стали основной грузовой позицией в портах, продемонстрировавшей самый большой прирост. По прогнозу ИАА «ПортНьюс», объем нефтеналивных грузов, отправленных на экспорт из российских морских портов в 2009 году, составит более 290 млн тонн, прирост к 2008 году будет примерно 10%. Стоит отметить, что, по статистике Министерства транспорта России, по итогам прошлого года объем перевалки нефтеналивных грузов в морских портах снизился на 1% по сравнению с 2007 годом.
Лейся нефть
Спрос на российскую нефть, однако, не ускорил развитие проектов по строительству новых морских нефтеналивных терминалов. Не прозвучало и конкретики о строительстве новых нефтяных портов в стране. Ввод в строй первой очереди нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) и нового терминала в бухте Козьмино совершились по графику. Решение по строительству в порт Усть-Луга (Ленинградская область) второй нитки Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) в европейской части страны принято еще в прошлом году. Новороссийский (в том числе и Каспийский трубопроводный консорциум) и Приморский (Ленинградская область, БТС) порты отгружают нефть в соответствии с плановой мощностью: за 11 месяцев 2009 года отгрузка нефти из Новороссийска, по статистике Минтранса, выросла на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года - до около 80 млн тонн, из Приморска – на 2%, до 68 млн тонн. Новый северный морской терминал Варандей (Ненецкий автономный округ) за 11 месяцев текущего года обеспечил экспортную перевалку 6,7 млн тонн нефти. Второй год эксплуатации терминала значительно приблизил его к проектной мощности в 12 млн тонн в год. Примерно на уровне варандейских объемов работает в нынешнем году рейдовый комплекс «Белокаменка» в порту Мурманск, принадлежащий НК «Роснефть».
В условиях кризиса в 2009 году экспортировать сырую нефть было выгоднее, чем нефтепродукты. Вместе с тем, крупные нефтепродуктовые терминалы (в основном, расположенные на Северо-Западе) показали в этом году положительную динамику. Примерно по 12 млн тонн перегружено нефтепродуктов на терминалах в Санкт-Петербурге (ЗАО «Петербургский нефтяной терминал») и в Высоцке (НК «ЛУКОЙЛ», Ленинградская область), 3,5 млн тонн мазута и вакуумного газойля ушло через петербургский рейд (ЗАО «Ин-Транзит»), более 4 млн тонн дизельного топлива в этом году отгрузит терминал светлых нефтепродуктов «БалтТранссервис» в порту Приморск (Ленинградская область, конечная точка нефтепродуктопровода «Север»). Перевалка нефтепродуктов в южных портах России в 2009 году, по данным ИАА «ПортНьюс», составит более 20 млн тонн. Крупнейшим портом региона, предоставляющим услуги по перевалке нефтепродуктов, остается Туапсе.
Из новых проектов по перевалке нефтепродуктов пока наиболее реалистичными остаются планы крупного мирового нефтетрейдера GUNVOR. Именно эта компания намерена начать в 2010 году строительство мазутного терминала мощностью 4 млн тонн в Новороссийске, а в первом полугодии 2010 года ввести в эксплуатацию крупнейший в стране продуктовый терминал, рассчитанный на железнодорожные поставки, в Усть-Луге (25 млн тонн в год).
Каждый ящик на вес золота
Перевалка сухих грузов, как и прогнозировали отраслевые эксперты в начале 2009 года, продемонстрировала более скромные показатели. Трехпроцентный прирост в объеме обработки портами сухих грузов по сравнению с 2008 годом стал возможен, во многом, за счет угля, зерна и отдельных видов металлов. Именно эта номенклатура грузов, отправляемых на экспорт из морских портов России, дала рост показателям перевалки сухогрузов. Наиболее дорогие контейнеры, как и ожидалось, снизили в уходящем году грузооборот на морских терминалах на 20-25%, что связано со снижением спроса на строительные товары и товары народного потребления вследствие кризиса. Серьезный спад показали отечественные ро-ро терминалы из-за сокращения импорта автомобилей. В целом, по оценке ИАА «ПортНьюс», 2009 год завершится с показателем перевалки сухих грузов в портах России на уровне не более 197-200 млн тонн против 192 млн тонн в 2008 году. При этом в 2010 году сухие грузы будут наращивать грузооборот в портах южного бассейна и в Усть-Луге (Балтийское море), где в активную фазу реализации проектов перешло большинство строящихся терминалов.
Так или иначе, прирост грузооборота в кризисный год характеризует портовую отрасль как сферу эффективной экономики, что, в случае грамотной государственной политики, делает портовые проекты привлекательными для инвесторов. Если государство по-прежнему сохранит финансирование работ по созданию инфраструктуры в морских портах, то даже такие несбыточные на первый взгляд проекты, как строительство Мурманского транспортного узла (МТУ), смогут найти своего инвестора и привлечь грузовую базу. Наступающий 2010 год расставит точки над i в вопросах развития новых портовых территорий, оставив на бумаге чисто политические проекты и начав развитие проектов, необходимых грузовладельцам.
Надежда Малышева