24 августа 2009   10:52

Крайние меры

Росрыболовство намерено заняться реконструкцией находящихся в ведении агентства рыбных причалов в морских портах страны, с целью осуществления перевалки на них рыбной продукции. Стивидорным компаниям, арендующим данные причалы, будет предложено инвестировать в прилегающую инфраструктуру и оснащение рыбных терминалов соответствующим оборудованием, а также осуществлять на них деятельность по перевалке рыбы. Понравится ли такая перспектива всем арендаторам – большой вопрос.
 

Рыбка золотая

 

Федеральная целевая программа (ФЦП) «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах» (утверждена в августе 2008 года), госкоординатором которой выступает Росрыболовство, а госзаказчиком Федеральная служба безопасности России, в числе прочего предусматривает мероприятия по развитию российских рыбных терминалов Владивостокского, Петропавловск-Камчатского, Хасанского, Невельского, Холмского, Калининградского, Пионерского, Мурманского, Санкт-Петербургского и Новороссийского морских портов. Как указано в ФЦП, в этих портах предполагается реконструировать рыбные причалы, провести дноуглубительные работы, а в ряде случаев построить и отремонтировать гидротехнические и вспомогательные сооружения и энергосети.

 

Как сообщил ранее глава федерального агентства Андрей Крайний, в рамках ФЦП всего запланировано выделение из федерального бюджета 32 млрд руб.  в течение 5 лет. «Средства страна выделила впервые за все постсоветское время. К сожалению, случился кризис и сейчас идет секвестирование. «Режут» бюджеты всех ФЦП, всех ведомств. И нашу программу «порежут» процентов на 50 в этом году», - сказал Крайний. Вместе с тем, по его данным, частные инвестиции останутся на запланированном уровне - 3 млрд руб. в год на все мероприятия программы.

 

По направлению «Реконструкция портовых сооружений рыбных терминалов морских портов» в ФЦП на период до 2013 года предусмотрены инвестиции в объеме более 8,37 млрд руб, в том числе 4,39 млрд руб. средств федерального бюджета и 3,9 млрд руб. частных инвестиций.

 

Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в Росрыболовстве, мероприятия по реконструкции и модернизации рыбных терминалов коснутся причалов, в настоящее время арендуемых ОАО «Мурманский морской рыбный порт», ЗАО «РОК-1 Причалы» (Санкт-Петербург), «Новорослесэкспорт» (порт Новороссийск), ОАО «Владивостокский морской рыбный порт»; ООО «Морской порт в бухте Троицы» (Хасанский морской порт); ООО «Евронефть», ЗАО «Бункрефлот» (Калининградский порт); ООО «Сахалин-Шельф-Сервис» (Холмский морской порт). Также рассматривается вопрос о передаче в аренду ОАО «Петропавловск-Камчатский морской рыбный порт» и ООО «КМП-Холод» части причальных сооружений Петропавловского морского порта.

 

На причалах Махачкалинского, Невельского и Петропавловского морских портов, не переданных в аренду, предполагается, что оператором причалов будет выступать ФГУП «Нацрыбресурс».

 

Указанным компаниям будет предложено инвестировать собственные средства в оснащение рыбных терминалов и развитие прилегающей инфраструктуры. «Поскольку причальные сооружения, предназначенные для комплексного обслуживания рыбопромысловых судов в большинстве своем переданы в аренду на длительные сроки, целесообразно было бы привлечь в качестве соинвесторов для развития соответствующей прилегающей инфраструктуры арендаторов причалов, которые в настоящее время фактически являются операторами терминалов», - рассказали ИАА «ПортНьюс» в Росрыболовстве.

 

Стимулом, по мнению чиновников, в данном случае может являться как непосредственно модернизация терминала, как единого комплекса, так и оказание  различных форм государственной поддержки, в том числе на условиях федерального лизинга.

 

Росрыболовством в настоящее время готовятся соответствующие предложения по инвестиционным проектам, включенным во внебюджетную часть ФЦП, а также разрабатываются специальные льготные условия кредитования предприятий.

 

Выуживая инвестиции

 

Компании, которые и так занимаются перевалкой рыбы, воспринимают эти планы с воодушевлением. В частности, на территории  Северного района «Мурманского морского рыбного порта» существует старая деревянная причальная линия, которая ввиду ее аварийного состояния была выведена из эксплуатации еще в советские времена. «Первые средства на ее реконструкцию должны были поступить уже в этом году, однако из-за кризиса они будут выделены, скорее всего, не ранее 2010 года. Со своей стороны, мы также готовы предложить частным инвесторам или государству  ряд проектов, направленных на  развитие Северного района порта. Среди них  - обновление кранового хозяйства и перегрузочной техники», - рассказал в беседе с ИАА «ПортНьюс»помощник генерального директора ОАО «Мурманский морской рыбный порт» Антон Артемьев.

 

По его словам, восстановление этой причальной линии и дноуглубление позволит принимать суда большого тоннажа с мороженой рыбопродукцией. Впрочем, прогнозировать будущие экономически оправданные объемы ее перевалки весьма сложно из-за меняющейся конъюнктуры рынка.  «В любом случае,  реконструкция этого причала дала бы нам свободу для маневра и освободила бы Южный район порта от части рыбных грузов. Этот район в случае падения спроса на рыбную продукцию можно было бы использовать для перевалки, например, мороженого мяса и окороков. У нас также есть планы строительства дополнительного холодильника, который можно было бы использовать под эти цели», - пояснил Антон Артемьев.

 

Отметим, что в соответствии с ФЦП, на реконструкцию причальной линии в порту Мурманск предусмотрено выделение до 2013 года 442,8 млн руб. средств федерального бюджета. При этом в 2009 планируется выделить 27 млн руб, в 2010 г., 130 млн руб, в 2011 г., 100 млн руб., в 2012 г. 100 млн руб. и 85,6 млн руб. в 2013 г.

 

Очевидно, что там, где на рыбных причалах рыба уже давно не переваливается, отношение стивидорных компаний к планам Росрыболовства будет менее однозначным. К примеру, по информации Росрыболовства, в Новороссийском порту «рыбные» причалы арендуются «Новорослесэкспорт», входящему в группу «Новороссийский морской торговый порт». Стивидорная компания осуществляет перевалку лесных грузов и контейнеров.  В пресс-службе группы ИАА «ПортНьюс» сообщили, что в «Новорослесэкспорт» никаких предложений со стороны Росрыболовства не поступало и отказались комментировать позицию компании по данному вопросу.

 

В соответствии с ФЦП, на работы по реконструкции причалов и создание новых в Новороссийском порту предусмотрено выделение 89 млн руб. из средств федерального бюджета до 2013 года.

 

Причалы Росрыболовства в порту Санкт-Петербург арендованы ООО «Морской рыбный порт», частной стивидорной компанией, которая специализируется на перевалке рефрижераторных и генеральных грузов. До кризиса стивидорная компания обеспечивала импорт больших партий новых автомобилей. По информации аналитического отдела ИАА «ПортНьюс», за первые 7 месяцев грузооборот компании снизился на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и составил 575 тыс тонн.

 

Реализация ФЦП для этого арендатора может иметь скорее позитивные перспективы, считает один из представителей ФГУП «Нацрыбресурсы». «Несомненно, арендатор будет обязан за свой счет обеспечить береговую инфраструктуру по приему рыбной продукции, но зато он получит определенные гарантии загрузки своего терминала», - считает собеседник агентства. Учитывая, что порт Санкт-Петербург практически не принимает рыболовецкие суда, рыбная продукция, скорее всего, будет представлять из себя замороженную рыбу в контейнерах, что вполне отвечает специфике работы компании. Кроме того, в порту Санкт-Петербург могут найтись и другие желающие, реализовать проект создания на обновленных причалах Росрыболовства рефрижераторный терминал. По словам представителя «Нацрыбресурсы» одним из возможных партнеров-конкурентов «Морского рыбного порта» может стать, например, ГК «Русское море».

 

Получить комментарии в самом ООО «Морской рыбный порт» не удалось.

 

Улов для проектантов

 

Масштабные планы по реконструкции и модернизации морских рыбных терминалов страны потребуют и привлечения проектных организаций, конкурсы на которые объявляет Росрыболовство.

 

В текущем году федеральным агентством уже был проведен конкурс на право заключения государственного контракта на разработку в 2009 году проектной документации реконструкции объектов федеральной собственности морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, во Владивостокском, Петропавловск-Камчатском, Хасанском, Невельском и Калининградском морских портах. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в Росрыболовстве, победитель конкурса определен и финансирование работ открыто. Название проектной организации в агентстве при этом не уточнили. В соответствии с условиями заключенного государственного контракта, разработчик должен до конца текущего года провести изыскательские работы, подготовить проектно – сметную документацию и провести ее государственную экспертизу. На основании разработанной проектной документации, в 2010 году предполагается начать работу непосредственно по реконструкции причальных сооружений.

 

Виталий Чернов.