Для работы на акватории российской части Финского залива не хватает, как минимум, 3-4 ледоколов. Тем не менее, основной владелец дизельных ледоколов, ФГУП «Росморпорт», не спешит с размещением новых заказов из-за сложной экономической ситуации.
Замороженная нефть
«Росморпорт» сконцентрировал в России практически весь дизельный ледокольный флот, став крупнейшим в мире владельцем ледоколов. В настоящее время в составе флота государственного предприятия состоит 22 ледокола, еще один – «Санкт-Петербург», планируется принять на баланс летом 2009 года. Несмотря на это, ощущается острая необходимость строительства новых судов.
Как рассказал ИАА «ПортНьюс» руководитель управления строительства и ремонта судов ФГУП «Росморпорт» Владимир Штрамбранд, в Финском заливе, в связи с реализацией проектов строительства порта Усть-Луга и ожидаемого увеличения объема перевалки нефти и нефтепродуктов через порт Приморск, ощущается дефицит в 3-4 ледокола для обеспечения бесперебойной проводки танкеров.
И это - без учета необходимости замены старых судов на новые. «Имеющийся у «Росморпорта» флот далеко не молод, возраст судов превышает 30 лет, два ледокола – старше 50 лет. Конечно, мы планируем модернизацию, реновацию флота, но вечно это продолжаться не может. Необходимо хотя бы обновлять флот. И мы решаем эти задачи», - отметил в беседе с ИАА «ПортНьюс» Владимир Штрамбранд.
По его словам, в условиях мягкой зимы имеющийся флот еще может справляться с возрастающим объемом работ, однако в случае суровых зим могут возникнуть проблемы и потребоваться перевод в Финский залив ледоколов из других бассейнов.
Напомним, что ранее председатель правительства РФ Владимир Путин прогнозировал, что объем перевалки нефтеналивных грузов через порт Приморск может через несколько лет достичь 120 млн тонн, через Усть-Лугу – более 130 млн тонн в год. Кроме того, с выходом на полную мощность проекта «Север», через Приморск может переваливаться еще более 24 млн тонн нефтепродуктов в год. Готов увеличить отгрузку нефтепродуктов и РПК Высоцк «Лукойл-II».
Пережить ледниковый период
По этим причинам «Росморпорт» намерен продолжать заказывать строительство новых судов, однако вопрос упирается в финансирование, которое в условиях мирового финансового кризиса изыскать не так-то просто. «Решения о продолжении серии ледоколов пока нет, это дело затратное», - подчеркнул Владимир Штрамбранд.
В случае принятия соответствующего решения, «Балтийский завод» в Петербурге имеет высокие шансы получить новый заказ «Росморпорта». «Балтийский завод - достаточно сильное предприятие, он последний в России, кто строил такие суда, поэтому мы его и выделяем. Впрочем, существуют и другие сильные заводы, которые также имеют шанс победить в конкурсе», - пояснил Владимир Штрамбранд.
На самом «Балтийском заводе» также рассчитывают на новые заказы со стороны «Росморпорта». «Надеюсь, что серия будет продолжена», - подчеркнул главный строитель проекта ледокола «Санкт-Петербург» Владимир Долгушин.
Напомним, что по заказу «Росморпорта» «Балтийский завод» построил два дизель-электрических ледокола – «Москва» и «Санкт-Петербург». По словам Владимира Штрамбранда, эти ледоколы являются многофункциональными и могут, помимо своей основной функции ледовой проводки, участвовать в операциях по локализации разливов нефти, а также проводить спасательные операции. «Мы пошли по пути строительства многофункциональных судов», - подчеркнул представитель «Росморпорта».
Как бы то ни было, от бесперебойного экспорта нефти во многом зависит благополучие всей российской экономики. Поэтому можно предположить, что деньги для покрытия дефицита ледоколов все же найдутся.
Виталий Чернов