Бремя непосильное
По опыту предыдущих серьезных мировых рецессий, особенно Великой депрессии, можно констатировать, что многие правительства в такие периоды стимулировали развитие транспортной инфраструктуры, дабы в период выхода из кризиса экономика имела все необходимое для быстрого восстановления. Видимо, по такому пути решили пойти и современные российские власти, жертвуя частью поступлений в бюджет ради развития транспортных сообщений. С инициативой долгосрочной отмены налога на имущество для организаций новых и реконструируемых объектов транспортной инфраструктуры выступил Минтранс РФ. На последнем заседании президиума правительства министерству, совместно с Минфином и Минэкономразвития, поручено представить конкретные предложения к 1 июля 2009 года. Ранее сообщалось, что льготы могут быть предоставлены сроком на 10-15 лет.
По словам министра транспорта РФ Игоря Левитина, результаты анализа показали существенное влияние налога на имущество (как, впрочем, и земельного) на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов - морских и речных портов, а также аэропортов. Так, например, у ФГУП «Росморпорт» к 2015 г. налог на имущество составит более 4 млрд рублей или 20% от доходов предприятия. Такая налоговая нагрузка приведет к существенному ухудшению финансового состояния транспортных организаций.
В поисках длинного рубля
По мнению Игоря Левитина, инфраструктура сегодня является одним из наиболее перспективных сегментов мирового инвестиционного рынка, несмотря на кризисные явления. По словам министра, для развития транспортных сообщений в России необходимо привлечение частных инвестиций, а также реализация проектов в рамках государственно-частного партнерства.
В то же время эксперты отмечают недостаточный интерес инвесторов к проектам в области развития транспортной инфраструктуры России.
По мнению старшего аналитика ФК «Открытие» Кирилла Таченникова, которое он высказал в беседе с ИАА «ПортНьюс», «налог на имущество не самая большая статья затрат для транспортников, тем не менее отмена его на длительный срок может стать дополнительным стимулом для инвестиций в отрасль. Учитывая дефицит вложений в российскую инфраструктуру, мы позитивно смотрим на возможность принятия такого решения».
По мнению ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, в перспективе готовящаяся мера правительства может компенсировать и первоначальные потери бюджета, увеличив поступления в казну от других налогов, уплачиваемых транспортниками. «Данная мера действительно может повысить привлекательность объектов транспортной инфраструктуры, причём в нескольких направлениях. Во-первых, эта мера может побудить владельцев таких объектов или потенциальных владельцев, к тому, чтобы вложить деньги в строительство новых или реконструкцию старых, что положительно повлияет на работу транспорта в стране, увеличит объёмы перевозок и, в конечном итоге, вернётся в бюджет увеличением поступлений от других налогов. Во-вторых, такие объекты станут привлекательнее для банков, а значит, они будут с большей охотой принимать такие объекты в залог и выдавать кредиты на их строительство/реконструкцию. В-третьих, такая мера способна вызвать интерес у инвесторов, как у стратегических, так и у спекулятивных, потому что они увидят отличные перспективы вложения в такие объекты и быстрого получения дохода от этих инвестиций. И, в-четвертых, такая мера вызовет у региональных властей, желание модернизировать транспортную инфраструктуру своего региона или передать часть её объектов инвесторам, которые вложатся в такую модернизацию. Если эта мера будет принята, то можно ожидать роста инвестиций в транспортные объекты на территории всей страны», – пояснил ИАА «ПортНьюс» Дмитрий Баранов.
Риск – дело благородное?
Если сама по себе инициатива налоговых послаблений не вызывает вопросов, то участники рынка могут, в то же время, опасаться, что она не будет доведена до конца либо будет отменена через небольшой промежуток времени. Напомним, что такие опасения инвесторы высказывали в ходе обсуждения другой инициативы - Федеральной таможенной службы о переносе таможенных пунктов к границе, когда ФТС призывало их вкладываться в создание новых терминалов на соответствующей территории.
Инвестировать в создание новых инфраструктурных объектов транспорта, не будучи уверенным, что через год или два обещанная льгота не будет пересмотрена, довольно рискованно. Риск возрастает в связи с неопределенностью дальнейшего развития экономической ситуации в мире и заявленным приоритетом государства на выполнение социальных обязательств. На них, в случае затягивания кризиса, имеющихся бюджетных поступлений может и не хватить, а эффект от инвестиций в транспортную инфраструктуру еще не успеет проявиться. Поэтому многое будет зависеть от того, сумеет ли государство убедить рынок в серьезности своих намерений и проявить твердость в продвижении заявленного курса.