Российские морские порты по итогам I квартала 2009 года показали совокупный прирост грузооборота в 4,5% - до 110,6 миллионов тонн. Причем основной рост, согласно статистике Ассоциации морских торговых портов (АСОП), вновь пришелся на нефть и нефтепродукты. Так, грузооборот наливных грузов в отчетный период возрос на 12,8% - до 70 млн тонн. Впрочем, эксперты допускают сокращения перевалки нефтеналивных грузов по итогам года.
На фоне дешевой нефти и сокращения ее добычи, прирост налива в российских портах по итогам квартала действительно выглядит впечатляюще. Нефтеналивной экспорт из России вырос на 6,3% - до 53,6 млн тонн, объем перевалки транзитных грузов вырос на 18,6% - до 11,3 млн тонн, за счет сырой нефти.
Эксперты объясняют эту ситуацию реализацией накопленных за предыдущий период запасов. «В IV квартале прошлого года наблюдалась просадка рынка нефти и крайне неблагоприятное время для ее продажи. Соответственно, были накоплены определенные запасы, которые и реализовывались в I квартале этого года», - прокомментировал в беседе с ИАА «ПортНьюс» старший аналитик группы «Атон» Вячеслав Гуньков.
С ним согласен и аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров. «Сейчас мы наблюдаем увеличение экспорта нефти из-за накопившихся запасов», - отметил он в беседе с агентством.
В то же время, оба эксперта прогнозируют, что в дальнейшем ожидать увеличения объемов перевалки нефти и нефтепродуктов не стоит. «До конца текущего года большое значение в этом вопросе будет играть уровень добычи. Россия же приняла на себя определенные международные обязательства по ее сокращению – примерно на 3%. Скорее всего, такого большого сокращения добычи предпринято все же не будет, но определенного ее снижения все же можно ожидать», - говорит Дмитрий Александров. По его оценке, по итогам года грузооборот нефти может сократиться на 0,5% по сравнению с объемом предыдущего года. Та же тенденция, по мнению эксперта, справедлива и для нефтепродуктов.
Несколько более оптимистично развитие событий оценивает Вячеслав Гуньков. «Скорее всего, в течение этого года ситуация с объемами экспорта нефти стабилизируется и резких колебаний не будет. Я ожидаю, что во втором полугодии рынки ждет определенное восстановление, спрос на нефть и нефтепродукты выправится. Кроме того, существует вероятность того, что Россия воспользуется сокращением поставок со стороны стран ОПЕК и попытается заполнить образовавшуюся нишу своей нефтью», - считает аналитик. В то же время он не исключает, что при неблагоприятном развитии ситуации в мировой экономике и дальнейшего падения спроса на нефть, по итогам 2009 года мы можем столкнуться с отрицательным приростом объемов перевалки нефти и нефтепродуктов через российские порты.
В любом случае, эксперты не ожидают сохранения в течение этого года столь же высоких темпов прироста экспортной перевалки в морских портах страны по данным грузам.
На фоне роста грузооборота наливных грузов, I квартал показал существенное падение перевалки грузов в контейнерах. Контейнерооборот в экспортном направлении снизился на 23,5%, в импортном – на 44%.
Вице-президент «Национальной контейнерной компании» по коммерческой работе Егор Говорухин считает, что «снижение грузооборота в целом по отрасли связано с продолжающимся экономическим кризисом, негативные последствия которого отразились на российских импортерах». Учитывая, что кризис вряд ли завершится в течение 2009 года, аналитики ожидают дальнейшего снижения работ по перевалке контейнеров, да и по многим другим грузам.
Хотя отдельные виды грузов, такие как зерно и руда показали в I квартале впечатляющий рост грузооборота (в 7 и 3 раза соответственно), - их объем в абсолютных цифрах слишком мал (менее 6 млн тонн в совокупности), чтобы существенно повлиять на общую картину.
И если, как прогнозируют эксперты, по итогам года мы столкнемся с нулевым или даже отрицательным показателем динамики перевалки нефти и нефтепродуктов, то прогноз о нулевом приросте совокупного грузооборота российских морских портов в 2009 году может выглядеть даже оптимистичным.