О перспективах рынка морского страхования в России читателям ИАА «ПортНьюс» рассказывает заместитель генерального директора, начальник дирекции VIP клиентов "РЕСО-Гарантия" Алексей Тимофеев.
- Насколько перспективен рынок морского страхования в мире и в России с точки зрения страховщиков?
Если говорить в целом про мировой рынок страхования, то доля морского страхования в общем объеме страховых услуг за последние десятилетия неуклонно снижается (хотя объемы собираемых премий естественно растут). Если несколько десятков лет назад на «море» в Ллойдс приходилось около 50% премий, то сейчас эта доля составляет примерно 1-2%. В России та же ситуация – если, к примеру, у «Ингосстраха» лет 20-30 назад (как единственного морского страховщика в то время) доля морского страхования составляла под 60%, то сейчас – примерно 5%. В РЕСО-Гарантии она в настоящее время составляет чуть меньше 2%, включая КАСКО, P&I и страхование грузов. В любом случае морское страхование (являясь прародителем всех остальных видов страхования) никогда не утратит своей актуальности, по крайней мере пока люди продают, покупают и перевозят грузы. Надежда на перспективы развития морского страхования в России, конечно же, есть: грузовая база должна будет расти (после сегодняшнего спада), соответственно флот все равно рано или поздно придется обновлять, банки плохо, но все-таки финансируют судовладельцев, создана Объединенная судостроительная корпорация, слышно в СМИ много о позитивных тенденциях в этой области. Вопрос только как скоро эти перспективы реализуются…
- Ожидаете ли вы в перспективе роста рынка морского страхования в России?
Как я уже говорил, флот вынужден будет обновляться и рынок будет расти в абсолютных цифрах страховых сборов. Однако, что касается доли морского страхования в общем объеме страховых услуг - то, к примеру, в нашей компании этот показатель скорее всего будет снижаться, так как мы ориентированы на розницу. Хотя в абсолютных показателях по «морю» мы намерены добиваться роста страховых сборов. Поэтому если говорить о возможном роста этого рынка в целом, то следует говорить об абсолютных цифрах, а не относительном росте среди других видов страхования.
- Каков уровень убыточности по морскому страхованию Каско?
Это высокоубыточный вид страхования. По каско средний уровень убыточности составляет 80%, иногда достигая и 100%. Впрочем, одни сегменты морского страхования являются более, а другие менее убыточными.
- В мае 2009 года на территории России должна вступить в силу международная бункерная конвенция. Какие российские страховые компании могут выступить в качестве пула страховщиков по соответствующим рискам?
В настоящее время P&I в РФ «пишет» несколько компаний, среди которых Ингосстрах, RussianP&IPoolSkuld, ВСК, Росгосстрах и несколько других компаний. Соответственно , значительно это никак не отразится на страховых сборах, поскольку эти риски являются составной частью рисков P&I, которые уже были застрахованы в большинстве случаев.