Рост грузооборота морских портов повышает вероятность чрезвычайных происшествий на море, связанных с нефтеразливами. В прошедшем году из 20 разливов нефти и нефтепродуктов, зафиксированных Госморспасслужбой на акватории российских портов, 12 пришлось на Большой порт Санкт-Петербург. Причем большинство разливов произошло при бункеровке судов. Этот факт стал одной из причин более пристального внимания чиновников Министерства транспорта Российской Федерации к работе компаний, связанных с перевалкой и транспортировкой опасных грузов в петербургском порту.
Надзор под контролем
«Вопрос о безопасности работы морских портов находится на контроле у Министра транспорта РФ Игоря Левитина и в комитете по транспорту и связи Государственной думы РФ», - с этих слов 11 февраля в Санкт-Петербурге начал совещание, инициированное Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Минтранса РФ, заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Попов. Темой совещания стала проблема соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах страны, а также вопрос неоднозначного толкования представителями бизнеса и надзорных отраслевых структур российского законодательства по предупреждению аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (законодательства в области ЛАРН). К обсуждению были приглашены представители судовладельческих и стивидорных копаний Большого порта Санкт-Петербург.
Как оказалось, государство не довольно организацией работ с опасными грузами во всех без исключения портах России. В этих вопросах, подчеркнул Попов, нет «порядка ни в одном из регионов страны». В подтверждение своих слов он сообщил о негативных результатах комплексной проверки компаний, ведущих деятельность с опасными грузами в порту Новороссийск. Эта проверка завершилась 31 января 2009 года. По словам замруководителя Ространснадзора, бизнес не торопится приступать к исполнению требований новых нормативных актов, вступивших в силу в прошлом году, объясняя это своим несогласием с новыми требованиями. Вместе с тем, новые нормативные документы юридическим путем, а именно через суд, ни кто из предпринимателей не оспаривает. «Однако либерализации надзорной деятельности не будет, и быть не может», - добавил Попов. Принятые государством законы придется исполнять в полном объеме, либо добиваться изменения законодательства.
В области ЛАРН
Нововведения, которые стали предметом рассмотрения на данном совещании, можно условно разделить на два направления – проблематика ЛАРН и легитимность мест перевалки нефтепродуктов в морских портах. Первый вопрос возник в середине 2008 года, когда в результате проверки бункеровочных компаний порта Санкт-Петербург, проведенной Ространснадзором и Росморречлофлотом июле 2008 года, представители Минтранса сочли предъявляемые компаниями планы ЛАРН не соответствующими действительной угрозе загрязнения.
Ссылаясь на положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта Минтранса РФ, по которому ответственность за всю деятельность в морских портах и безопасность их работы несет именно Росморречфлот, чиновники Минтранса сочли возможным работу на акватории портов только аварийно-спасательных формирований (АСФ, ключевая часть плана ЛАРН) прошедших аттестацию в Центральной аттестационной комиссии (ЦАК) транспортного комплекса (Минтранса). К таким АСФ в 2008 году относилось лишь ФГУП «Балтийское бассейновое аварийно-спасательное управление» (ББАСУ), подведомственное Госморспасслужбе (структура Росморречфлота). По словам капитана Большого порта Санкт-Петербург Петра Паринова, в настоящее время такую аттестацию имеет еще одно АСФ - коммерческая структура ООО «МБК». Около 5-6 АСФ, ранее выполнявших несение готовности по планам ЛАРН на акватории порта Санкт-Петербург (в том числе ООО «Морская экология», фактически ликвидирующее большинство нефтеразливов в порту на протяжении последних лет), прошли аттестацию в Межведомственной аттестационной комиссии (МАК), возглавляемой представителем другого министерства – МЧС. «Эти свидетельства выданы в соответствии с российским федеральным законом №151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», принятом в августе 1995 года, - подчеркнул в ходе совещания вице-президент Российской ассоциации морских и речных бункеровщиков Алексей Белов. – В состав межведомственной комиссии входят представители Минтранса, которые уже засвидетельствовали профессиональную готовность АСФ. Почему же теперь действующим спасателям именно в Минтранс надо идти за повторным подтверждением своего статуса?».
Представители бизнеса отметили, что стоимость услуг АСФ Балтийского БАСУ значительно превышает стоимость аналогичных контрактов, заключаемых ранее с другими участниками рынка экологических услуг порта. Это повышает стоимость всего плана ЛАРН для компании и, в конечном счете, ведет к удорожанию бункерного топлива, которым торгуют предприниматели (по данным ИАА «ПортНьюс» в 2008 году объем продаж бункерного топлива в Санкт-Петербурге превысил 2 млн тонн). Соответственно, привлекательность порта Санкт-Петербург, как порта, в котором можно получить качественное и недорого судовое топливо, может упасть.
Руководство Ространснадзора внимательно относится к любым устным доводам бизнеса, но обязано выполнять инструкции и распоряжения своего ведомства. Именно в этом, по мнению Попова, сегодня основной «камень преткновения»: «У нас существует нормативная база, по которой мы работаем. И бизнес должен ее выполнять, а мы обязаны это контролировать». Руководитель Госморспасслужбы Андрей Хаустов уточнил, что «20-ти компаниям, оперирующим в порту Санкт-Петербург с нефтепродуктами, в 2008 году Северо-Западным управлением Госморречнадзора (структура Ространснадзора – прим. ИАА «ПортНьюс») были выданы предписания откорректировать планы ЛАРН». В частности, по его словам, компании обязаны иметь либо собственные АСФ, либо заключать договоры на несение аварийно-спасательной готовности «с формированиями аттестованными в установленном порядке». Срок для выполнения предписаний заканчивается в ближайшее время. Хаустов сообщил, что на сегодняшний день только три организации (ООО «Петропром», ЗАО «Ин-Транзит» и ЗАО «Петербургский нефтяной терминал») представили в Росморречфлот сведения о работе по устранению этих замечаний. «Пролонгации сроков по оформлению планов ЛАРН больше не будет», - сказал Попов. Наличие откорректированного плана ЛАРН для компании, работающей с опасными грузами, станет одним из основных аргументов при подаче заявки в администрацию порта на проведение тех или иных операций на его акватории.
Тем временем Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков предприняла попытку оспорить действия Минтранса и признать их требования к АСФ незаконными. По словам Алексея Белова, в телефонном разговоре с представителями Ассоциации Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России сообщила, что заявление бункеровщиков рассмотрено. «ФАС возбудила административное дело по фактам нарушения антимонопольного законодательства Росморречфлотом и Ространснадзором», - сообщил Белов на совещании. Он также добавил, что на обращение Ассоциации в Санкт-Петербургскую транспортную прокуратуру на днях был получен ответ: «изучив наши материалы, прокуратура подтвердила факт нарушения законодательства и направила документы для принятия решения о вынесении санкций в Северо-Западную транспортную прокуратуру». Как пояснил присутствующий на совещании Прокурор Санкт-Петербургской транспортной прокуратуры Феофил Кехиопуло, оспорить действия федерального ведомства может только Генеральная прокуратура РФ. Если в течение месяца Северо-Западная транспортная прокуратура примет аргументы Ассоциации бункеровщиков, то вопрос будет передан в генпрокуратуру.
Нефтебаза должна быть стационарной
Вторая проблема, поднятая на совещании, возникла в морских портах страны в результате выхода 13 августа 2008 года Постановления Правительства РФ №544, в соответствии с которым грузовые операции с нефтепродуктами по схеме "причал – судно" разрешаются только у причалов, оборудованных нефтетрубопроводом, имеющим непосредственную связь с нефтебазой. Ространснадзор констатирует, что «целым рядом операторов терминалов морского порта "Большой порт Санкт-Петербург" требования Постановления до сих пор не выполнены». При этом каких-либо мер к дооборудованию причалов в соответствии с установленными требованиями операторами причалов не принято, отметил Владимир Попов. Он также добавил, что в аналогичной ситуации операторы порта Новороссийск проявили большую ответственность. Из 4-х причалов используемых для перевалки нефтеналивных грузов, требованиям 544-го Постановления Правительства соответствуют только три (причалы №26, №27 и бухта Шесхарис). «Как только бункеровочные компании Новороссийска получили наши предписания, они прекратили работу на несанкционированном причале», - пояснил Попов.
По информации ИАА «ПортНьюс», перевалка нефтепродуктов, в том числе для целей бункеровки судов, осуществляется более чем на 10 причалах петербургского порта. Большая часть из них имеет технологическое оборудование, принятое к эксплуатации Ростехнадзором, и позволяющее осуществлять слив нефтепродуктов с автоцистерн. Новое Постановление упраздняет такие схемы, как опасные с точки зрения нефтеразливов. Таким образом, по данным Ространснадзора, в порту Санкт-Петербург останется только 4 места, где возможно осуществлять операции с нефтепродуктами. Всем остальным участникам рынка рекомендовано либо инвестировать значительные средства в создание стационарного объекта (портовой нефтебазы), либо заключать договоры на аренду мощностей легитимных нефтебаз.
Согласно протоколу прошедшего совещания, «в связи с невыполнением в установленные сроки операторами терминалов требований Ространснадзора о... дооборудовании причалов нефтетрубопроводами, связанными с нефтебазами, Северо-Западному управлению Госморречнадзора поручено направить материалы по этим фактам Санкт-Петербургскому транспортному прокурору для привлечения к установленной законом ответственности виновных должностных лиц». Кроме того, управлению поручено «принять меры к аннулированию в судебном порядке лицензий у оперирующих в порту организаций, осуществляющих слив/налив нефти и нефтепродуктов на причалах, не отвечающих установленным лицензионным требованиям». Прокурор Кехиопуло в этом вопросе поддержал позицию представителей Минтранса: «За один день жесткий трубопровод не построить. Но постановление вышло 8 месяцев назад, поэтому времени для подготовки хотя бы проекта создания такого оборудования на причале было достаточно».
Механизм
В целях пресечения нарушений закона капитану "Большого порта Санкт-Петербург" Петру Паринову по результатам совещания поучено «приостановить прием и рассмотрение заявок на движение нефтеналивных судов, в том числе судов-бункеровщиков, от организаций, оперирующих на причалах, не оборудованных нефтетрубопроводом, связанным с нефтебазой, не имеющих действующих планов ЛАРН, а также собственных АСФ либо договоров на несение аварийно-спасательной готовности». Такие меры могут начать работать уже в марте 2009 года.
Надежда Малышева