В порту Туапсе в феврале текущего года будет введен в эксплуатацию терминал по перевалке зерновых грузов. За два последних года это уже второй проект по строительству в южных портах перевалочного комплекса для экспорта зерновых. В июне 2008 года аналогичный терминал ввело в эксплуатацию ОАО “Новороссийский зерновой терминал”. Тем не менее, как отмечают эксперты, для полноценного обеспечения экспорта зерновых грузов, портовой инфраструктуры не хватает.
Два южных проекта
К настоящему времени в Туапсе завершено строительство железнодорожных путей и подходной эстакады строящегося причала. По данным пресс-службы ОАО “Туапсинский морской торговый порт” (ТМТП), сейчас уже построена береговая составляющая комплекса – зернохранилище вместимостью 102 тыс. тонн, станция разгрузки вагонов, а также очистительная башня и объекты транспортной инфраструктуры. В ближайшее время будет завершено строительство глубоководного причала для приема судов дедвейтом до 50 тыс. тонн. Общий объем инвестиций в проект по данным пресс-службы ТМТП составит 1,2 млрд. рублей.
Это уже второй проект по строительству зерновых терминалов, реализованный за последний год в южном регионе. В июне 2008 года в порту Новороссийск был введен в эксплуатацию специализированный терминал для перевалки зерна, оператором которого стал ОАО “Новороссийский зерновой терминал”, дочерняя компания ОАО “Новороссийский морской торговый порт” (НМТП). Терминал оснащен новейшей техникой и по всем параметрам является самым скоростным и крупным комплексом по перевалке зерна в России. Его емкости могут единовременно принять 120 тысяч тонн зерна, а причальная инфраструктура позволяет принимать суда водоизмещением до 70 тысяч тонн. Инвестиции в строительство комплекса составили $82,6 млн. Максимальная мощность терминала – 550 тыс. тонн в месяц. И к настоящему времени терминал уже вышел на проектную мощность. Генеральный директор ОАО “НМТП” Игорь Вилинов, оценивая итоги работы, отметил: “Мы достигли ожидаемых объемов перевалки и полной загрузки мощностей в запланированные сроки. Это подтверждает правильность нашей оценки спроса на услуги терминала и верный выбор технологических параметров перевалочного комплекса”.
Оба терминала, по оценкам экспертов, будут востребованы благодаря стабильному росту спроса на перевалку зерна.
Экспортные мощности
По данным на январь 2009 года в стране было произведено 11 млн. тонн пшеницы и 1,5 млн. тонн ячменя. “При благоприятной ценовой конъюнктуре мы ожидаем, что экспорт зерновых составит не менее 17-17,5 млн. тонн, а по самым благоприятным прогнозам около 23 млн. тонн”, - рассказал ИАА “ПортНьюс” вице-президент РЗС Александр Корбут. Объем производства зерна в России к 2020 году составит 125 млн. тонн. “Потенциал для производства зерна у нас есть, - рассказал Корбут, – а перевалочных мощностей в портах не хватает”.
Между тем объем перевалки зерна в российских портах по итогам 2008 года сократился. В общей сложности через российские порты прошло 10,352 млн. тонн зерновых грузов, которые больше частью (94,1%, 9 743,9 тыс. тонн) были обработаны в портах южного региона. На долю Северо-Западных портов пришлось 5,3% всех зерновых грузов (545,8 тыс. тонн). Через дальневосточные перевалочные мощности прошло только 0,6% (62,6 тыс. тонн) всех зерновых.
На сегодняшний день экспорт российского зерна сдерживается слабыми мощностями отечественных портов. Большинство южных портов расположено на мелководном Азовском море и непригодно для приема крупнотоннажных судов. На Балтике с зерном работает только порт Санкт-Петербург, но специализированного зернового терминала в порту нет. Впрочем, балтийское направление исходя из логистики менее востребовано, чем южное.
По данным РЗС, Россия сегодня экспортирует зерно почти в 60 стран. “Наиболее удачны для экспорта с точки зрения логистики порты южного направления, откуда зерно идет в страны Средиземноморья, Европейского Союза, Северной Африки”, - рассказал Александр Корбут. Оценивая экспортный потенциал России, вице-президент РЗС отметил, что принципиально важным является развитие зерновых перевалочных комплексов в дальневосточных портах. “Развитие терминалов по перевалке зерна на Дальнем Востоке позволит выйти на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, - рассказал он. – Рынок АТР самый крупный в мире, тогда как для нас сейчас экспорт зерна в этом направлении закрыт”.
Софья Винарова