Грузооборот портового комплекса России в 2008 году составил 454,6 млн. тонн. Рост по сравнению с итоговыми показателями 2007 года составил 1,1%. На фоне прошлогоднего прироста грузооборота портов в 7,2%, итоги 2008 года выглядят скромно. По оценке экспертов, в 2008 году на работу стивидорной отрасли существенное влияние оказал глобальный кризис.
Спад в структуре налива
Традиционно для российского портового комплекса наибольший прирост показывают нефтеналивные грузы, идущие на экспорт. Тем не менее, по итогам 2008 года в российских портах был зафиксирован незначительный спад (-0,6%) в обработке наливных грузов. В общей сложности в минувшем году объем перевалки наливных грузов (в том числе химических грузов и масел) составил 263,8 млн. тонн. По данным Ассоциации морских торговых портов России (АСОП), спад произошел прежде всего за счет снижения отгрузки сырой нефти на 1,9%.
Прирост в структуре налива произошел только в портах Северо-Западного бассейна, которые обработали суммарно 128,3 млн. тонн (+1%). На долю Северо-Западного региона РФ пришлось 48,6% всех российских нефтеналивных грузов. Дальневосточные порты за 12 месяцев показали спад оборота наливных грузов на 4,8%, обработав 24,9 млн. тонн грузов. Порты южного бассейна по части наливных грузов показали спад на 1,4%. Через южные порты прошло 109,5 млн. тонн наливных грузов, что составило 41,5% всех обработанных наливных грузов.
Сухогрузы растут
Прирост объема перевалки сухих грузов по итогам 2008 года составил 3,6%. За этот период российские порты обеспечили экспорт и импорт 191,7 млн. тонн.
Лидером как по темпам роста, так и по объемам перевалки остались порты Северо-Запада, которые в общей сложности обработали чуть менее половины (45,2%) всех сухих грузов: 86,7 млн. тонн (+5,1%). Прирост по южному бассейну составил 1,7%, за тот период было обработано 49,7 млн. тонн, по Дальневосточному бассейну – 3,1% до 55,5 млн. тонн.
Объем перевалки сухогрузов, по данным АСОП, произошел преимущественно за счет увеличения навалочных грузов на 5,2% до 75,8 млн. тонн, а также грузов в крупнотоннажных контейнерах на 5,9% до 32,1 млн. тонн.
Максимальный прирост - 5,9% - контейнерные грузы продемонстрировали в Северо-Западных портах. В частности, в Петербурге годовой прирост контейнерооборота составил 9%, достигнув 1, 98 млн. TEU. По оценке экспертов, дальнейшему росту контейнерооборота будет способствовать построенный инспекционно-досмотровый комплекс, который будет введен в эксплуатацию в самое ближайшее время. Срок досмотра одного контейнера сократится до 10-15 минут. Таким образом, срок нахождения импортных контейнеров на территории морского терминала можно сократить с сегодняшних 7-10 дней до 3-4 дней при условии внедрения соответствующей технологической обработки контейнеров стивидорными компаниями.
Экспортный приоритет
В структуре суммарного грузооборота российских портов в 2008 году на долю экспортных грузов пришлось 75,6% (343,9 млн. тонн), импортных – 9,3% (42,1 млн. тонн), транзитных – 8,7% (39,4 млн. тонн) и каботажных – 6,4%, (29,3 млн. тонн).
Основным экспортным сухим грузом по итогам года остался уголь – 53,0 млн. тонн (+5,3%). В настоящее время морским путем экспортируется около 80% российского угля. Большинство отечественных перевалочных узлов расположены на Дальнем Востоке и на Балтике. В 2008 году 48,8% всего угля было обработано в портах Северо-Западного бассейна (25,9 млн. тонн). Порты дальневосточного бассейна обработали 23,1 млн. тонн угля, то есть 43,6%.
В структуре экспорта также лидировали металлы – 24,1 млн. тонн (+0,7%), минеральные удобрения – 11,7 млн. тонн (-4,2%), лесные – 8,9 млн. тонн (-37,5%).
Софья Винарова