Объем перевозок Азербайджанского государственного Каспийского морского пароходства (КАСПАР) за 9 месяцев 2008 года превысил 8,5 миллионов тонн грузов. А в будущую навигацию 2009 года пароходство планирует получить разрешения для прохода 20 судов по внутренним водным путям России. Об итогах работы пароходства, а также о реализации новых проектов ИАА “ПортНьюс” рассказал начальник КАСПАР Айдын Баширов.
- Господин Баширов, каковы основные показатели работы пароходства в 2008 году?
- На транспортных судах пароходства за 9 месяцев 2008 года было перевезено 8 млн. 540,9 тысяч тонн грузов. Из них 5 млн. 776,5 тысяч тонн перевезено танкерами, 1 млн. 316 тысяч тонн паромами и 1 млн. 448,4 тысяч тонн универсальными сухогрузными судами. Если сравнивать с прошлым годом, то объем перевозок увеличился на 12,6 % . И это несмотря на обострение конкуренции со стороны других судоходных компаний как на Каспии, так и за его пределами. Думаю, что и в дальнейшем мы сумеем миновать спад в объеме перевозок и сохранить динамику роста.
- Какова программа развития флота?
- Наш флот сегодня состоит из 79 транспортных и 34 технических, вспомогательных и служебных судов. Их общий дедвейт превышает 500 тысяч тонн. В рамках транспортной политики Азербайджанской Республики нашей основной задачей является обновление и полная реконструкция материально-технической базы нашего флота. Транспортный флот КАСПАРа постоянно обновляется за счет судов, построенных согласно современным достижениям судостроительной науки.
За последние несколько лет флот пароходства существенно обновился. В частности, в России на судостроительном заводе “Красное Сормово” были приобретены сухогрузный теплоход “Маэстро Ниязи” дедвейтом 5885 тонн (2002 год), нефтеналивные восьмитысячники “Профессор Азиз Алиев” и “Джалил Мамедгулузаде” (2003 год), тринадцатитысячники “Президент Гейдар Алиев”, “Бабек” (2004 год), “Шах Исмаил Хатаи” (2005), “Кероглу”, “Деде Горгуд” (2006) и “Зангезур” (2008). На Зеленодольском заводе им. А.М.Горького в текущем году был построен танкер “Джаббар Гашумов” и суда типа ро-ро “Академик Зарифа Алиева” и “Карабах”. Еще один танкер дедвейтом 13470 тонн строится сейчас на заводе “Красное Сормово”, мы ожидаем ввода его в эксплуатацию к концу 2009 года.
- Каковы приоритетные направления перевозок?
- Сегодня более 20 теплоходов Каспийского морского пароходства работают на Черном, Средиземном, Адриатическом и Красном морях. Суда под флагом Азербайджана заходят в более чем 130 портов Европы, Азии и Африки. Десятки судов пароходства эксплуатируются на Каспии.
В настоящее время приоритетным направлением является транскаспийское направление перевозок. Для осуществления перевозок грузов в транскаспийском направлении сейчас используются железнодорожные морские грузопассажирские паромы и нефтеналивные суда.
- Каков объем перевозок КАСПАР по Евроазиатскому транспортному коридору?
- КАСПАР, ведущая судоходная компания на Каспийском секторе “Великого Шелкового пути”, играет огромную роль и в развитии транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА). Объем перевозок Азербайджанского государственного пароходства по Евроазиатскому транспортному коридору растет. За январь-сентябрь 2008 года он увеличился на 7,9 %, до 4 млн. 806,4 тысяч тонн груза.
За время своей деятельности программа ТРАСЕКА, направленная на устранение барьеров на пути следования транзитных грузов по Евроазиатскому транспортному коридору, получила широкую популярность. Сегодня международный коридор Европа-Кавказ-Азия официально признан ведущими международными организациями как один из важнейших евроазиатских транспортных коридоров в направлении Восток-Запад, соединяющий пять общеевропейских транспортных коридоров.
- В 2007 году Правительства Азербайджана и Астраханской области пришли к принципиальному согласию о начале перевозок грузовых автомобилей судами. Как развивается это направление в настоящее время?
- При наличии соответствующей грузовой базы, Азербайджанское Государственное Каспийское Морское пароходство готово осуществлять перевозки в Астраханском направлении. Для этих целей со стороны пароходства готовы специализированные суда.
Мария Фаворская