Порт Мурманск сегодня реализует ряд крупных проектов. В этом году Мурманским филиалом ФГУП “Росморпорт” был организован контроль навигационной обстановки на всей акватории Кольского залива и в 40-мильной зоне прибрежных вод Баренцева моря. В ближайшей перспективе филиал планирует создать локальную систему безопасности мореплавания в Кандалакшском заливе, выполнить реконструкцию здания морского вокзала порта Мурманск и строительство экологического бункеровочного комплекса. О реализации этих проектов ИАА “ПортНьюс” рассказал директор Мурманского филиала ФГУП "Росморпорт" Юрий Еремин
- Юрий Николаевич, каковы основные итоги работы филиала в текущем году?
- За три квартала этого года Мурманский филиал ФГУП “Росморпорт” получил прибыль в размере 30,788 миллиона рублей. Основной источник доходов – это портовые сборы. Полученные средства в полном объеме направлены на финансирование капитальных вложений в объекты федеральной собственности порта Мурманск. В том числе в содержание объектов портовой инфраструктуры, обеспечение лоцманских проводок, оказание услуг с использованием системы управления движением судов (СУДС) и иных средств навигационного оборудования.
Всего за этот период мы вложили 70,7 млн. рублей в реконструкцию и строительство инфраструктуры порта. Порядка 60 млн. рублей было инвестировано в развитие системы безопасности мореплавания, 9,1 миллион рублей - в развитие гидротехнических сооружений и 4,8 млн. рублей – в ремонт объектов портовой инфраструктуры.
- На каком этапе сейчас работы по совершенствованию системы безопасности порта?
- Начиная с 2000 года на развитие системы управления движением судов (СУДС) и глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) было направлено более 160 млн. рублей. Только в 2008 году на эти цели выделено 54,5 млн. рублей.
Благодаря вводу в эксплуатацию в 2008 годуволок, стал возможен контроль навигационной обстановки на всей акватории Кольского залива и в 40-мильной зонецева моря. Пост на мысе Сеть-Наволок уникален еще и тем, что на нем впервые применены и опробованы альтернативные источники электроэнергии - ветровые энергоустановки. В марте 2008 года СУДС Кольского залива прошла сертификацию и была отнесена к портовым СУДС высшей категории. третьего автоматического радиотехнического поста СУДС на мысе Сеть-На прибрежных вод Барен
В ближайшие годы мы планируем создание локальной системы безопасности мореплавания в Кандалакшском заливе. Необходимость этих работ назрела в связи с ростом грузопотока через порты Витино и Кандалакша и необходимостью обеспечения их безопасности. Для реализации этого проекта филиал Росморпорт уже заключил договор на покупку здания и оборудования береговой станции ГМССБ района А1 в Кандалакшском морском торговом порту. На 2009 год запланированы работы по проектированию системы безопасности мореплавания Кандалакшского залива. Предполагается, что система будет состоять из СУДС, базовой станции ГМССБ района А1 и автоматической идентификационной системы (АИС), обеспечивающих обслуживание акваторий портов Кандалакша и Витино, и подходов к ним.
- Какие проекты в области создания и модернизации инфраструктуры порта реализует и планирует реализовать филиал?
- В рамках модернизации и внедрения новых технологических процессов перевалки груза произведена реконструкция причала №17. Сейчас также выполняются дноуглубительные работы на причале № 8.
Мурманский филиал ФГУП “Росморпорт” в этом году заключил ряд государственных контрактов на выполнение проектно-изыскательских работ по объектам федеральной собственности в порту Мурманск. Прежде всего, это контракт на реконструкцию здания морского вокзала порта Мурманск на сумму в 21,6 млн. рублей. А также контракт стоимостью 29,8 млн. на реконструкцию пирса дальних линий и берегоукрепления пассажирского района порта. В рамках реконструкции мы планируем провести удлинение главного пирса, выполнить реконструкцию и расширение здания морвокзала, устроить берегоукрепления набережной. После реконструкции в порт Мурманск смогут беспрепятственно заходить современные пассажирские суда. На эти цели мы предполагаем привлечь не менее 300 млн. рублей бюджетных средств.
- Заключены ли долгосрочные договоры аренды гидротехнических сооружений со стивидорными компаниями порта Мурманск?
- В настоящее время филиал по заданию Росморречфлота и ФГУП Росморпорт проводит работу с потенциальными арендаторами государственного имущества по условиям и форме новых долгосрочных договоров аренды. Кроме того, в соответствии с разработанным Федеральным агентством морского и речного транспорта порядком сдачи в аренду федерального имущества в морских портах РФ, мы подготовили необходимый для оформления договоров аренды комплект документов. В том числе документы, позволяющие передачу в аренду объектов портовой инфраструктуры без проведения конкурса.
- Каковы на сегодня перспективы развития порта Мурманск?
- Назревает необходимость коренной модернизации, качественного переоснащения материально-технической базы порта Мурманск. Это необходимо для привлечения дополнительных объемов грузов в порт, для развития транспортных услуг.
В качестве хорошего примера внедрения новых технологий могу привести реконструкцию глиноземного комплекса, выполненную в этом году нашим филиалом совместно с ЗАО “МГТ”. Реконструкция позволила увеличить перевалку глинозема на 1,5 миллионов тонн в год. В перспективе этот грузооборот может быть увеличен до 3 млн. тонн.
В данный момент ОАО “Мурманский морской торговый порт” (ММТП) разрабатывает проект строительства угольного терминала со станцией выгрузки вагонов и транспортно-конвейерной системой, что, несомненно, усовершенствует процесс перевалки углей в порту Мурманск.
Филиал приступил к разработке проекта строительства экологического бункеровочного комплекса в районе 20-го причала ММТП для выдачи топлива, приема, очистки и утилизации льяльных и других нефтесодержащих вод и судовых отходов. Эта идея созрела давно в связи с растущими объемами перевалки углеводородного сырья в портах Кольского полуострова и необходимостью улучшить экологическую обстановку в районе. В октябре 2007 года ФГУП "Росморпорт" заключил договор с ООО "Морское строительство и технологии" на проектирование комплекса. Сейчас проект экологической составляющей объекта, предназначенного для приема, очистки и утилизации льяльных и других нефтесодержащих вод и судовых отходов, проходит экспертизу. Параллельно мы ведем переговоры с рядом компаний по совместному участию в реализации всего проекта.
Но все же, текущие проекты решают в основном локальные проблемы.
- Какие факторы сдерживают развитие порта?
- Во-первых, порт расположен в черте крупного города. Ограниченность территории не позволяет осуществлять масштабные технологические схемы. Не говоря уже об экологических последствиях перевалки традиционных грузов в значительных объемах в непосредственной близости к жилым кварталам. Другой серьезный сдерживающий фактор - дефицит электрической мощности в предпортовой зоне. Для ликвидации этого дефицита необходима координация усилий портовиков и энергетиков, выработка оптимальных схем финансирования дорогостоящих проектов, привлечение средств Федерального бюджета.
- В чем вы видите возможные решения этих проблем?
- Я считаю актуальным освоение Западного берега Кольского залива, возможности которого по наращиванию грузооборота порта Мурманск в настоящее время практически не освоены. Восточные же участки порта целесообразно использовать для перегрузки контейнеров, металлов и снабженческих грузов, направляемых в районы освоения нефте - и газодобычи. Мы уверены, что перегрузка высокотарифных грузов и эффективное использование производственных мощностей при минимальных затратах на их реконструкцию сделает новые проекты доходными.
- В последнее время часто обсуждаются возможности создания портовых особых экономических зон, в том числе на Кольском полуострове. Как Вы считаете, возможно, ли, и насколько эффективно создание здесь особой экономической зоны?
- Создание особых экономических зон, в том числе в морских портах, безусловно, приведет к положительному результату. Тем не менее, затягивание принятия решения о создании особой экономической зоны в порту Мурманск связано не столько с отсутствием эффективных бизнес проектов. Причина в недостатках самого закона. Существует запрет на создание особой экономической зоны на отдельных участках порта. Морской порт Мурманск, как известно, расположен именно на нескольких отдельных участках, объединенных только общей акваторией. В то же время, законодательно не решен вопрос об условиях осуществления обязательных услуг по лоцманской и радиолокационной проводке судов в пределах особой портовой экономической зоны. Для решения этих вопросов ФГУП “Росморпорт” инициировал внесение соответствующих поправок в действующую редакцию закона.
- Как продвигается разработка ключевого для транспорта Мурманской области проекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла"?
- В декабре 2007 года была завершена разработка обоснования инвестиций по проекту “Комплексное развитие Мурманского транспортного узла”, в апреле материалы по проекту получили положительное заключение государственной экспертизы.
Для дальнейшей реализации проекта ФГУ “Ространсмодернизация” подготовило техническое задание на выполнение в 2008-2009 проектно-изыскательских работ за счет федерального бюджета. Предполагается провести проектно-изыскательные работы для строительства контейнерного терминала на восточном берегу Кольского залива, координационно-логистического центра, железнодорожной ветки Выходной - Лавна, подъездных автомобильных дорог к порту Мурманск, реконструкции железнодорожного участка от ст. Выходной до ст. Комсомольск-Мурманский. Конкурс по выбору проектной организации планируется провести до конца 2008 года.
Беседовала Мария Фаворская