1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Порт Гетеборг: Будущее – за железными дорогами

24 октября 2008   07:10

Порт Гетеборг: Будущее – за железными дорогами

Гетеборг – крупнейший порт в Северной Европе. Его годовой оборот составляет порядка 40 миллионов тонн грузов, большую часть которых составляют нефть и продукты нефтепереработки, в том числе следующие из России. Гетеборг также является крупным центром обработки контейнерных грузов. Сесилия Карлссон, руководитель информационного департамента порта Гетеборг, рассказывает ИАА «ПортНьюс» о стратегии и перспективах развития порта.

 

- Госпожа Карлссон, каковы основные итоги работы порта Гетеборг в 2008 году?

С начала года в порту Гетеборг значительно вырост объем перевалки нефтепродуктов - до 16,3 миллиона тонн за 9 месяцев, что превышает аналогичные показатели прошлого года. В прошлом году был поставлен рекорд за всю историю порта – годовой объем перевалки нефтепродуктов достиг 22 миллионов тонн.

За первые три квартала текущего года в порту увеличился оборот контейнеров до 650 тыс. TEU. К концу года мы планируем достичь оборота в 900 тыс. TEU. Незначительное снижение грузооборота произошло по основной массе ро-ро грузов - до 450 тыс. единиц. Снижение объема автомобилей - до 215 тыс. единиц.

 

- Руководство порта Гетеборг объявляло о том, что перед портом поставлена задача удвоить грузооборот в ближайшие 8 лет. За счет каких факторов вы планируете обеспечить столь значительный рост?

- Как известно, существует тенденция роста грузопотока через регионы Балтийского моря. Мы, как и многие другие крупные порты Европы, ожидаем значительный рост грузооборота благодаря этой общей тенденции. В то же время, мы продолжаем способствовать этому росту, и прежде всего за счет развития железнодорожных грузоперевозок. Оба эти фактора обеспечат рост грузооборота в Гетеборге за ближайшие 10 лет даже не в 2, а в 3 раза.

 

- В стратегии развития порта акцент сделан на развитие именно железнодорожных перевозок?

- Акцент на развитие железнодорожного сообщения был нами сделан еще 10 лет назад. Тогда, при поддержке управления железных дорог, судоходных линий и национальной Администрации железнодорожных путей, порт заложил основы так называемой железнодорожной челночной системы. Назначение этой системы заключается в создании единой грузовой железнодорожной системы, которая свяжет с Гетеборгом порты Швеции и Норвегии, а также терминалы, расположенные на значительном удалении от моря (самый длинный на сегодня маршрут – 1100 километров). Замена автоперевозок железнодорожными позволит упростить таможенные процедуры и снизить стоимость перевозок. Плюс ко всему, железнодорожный транспорт более экологичен: только за 2007 год благодаря ему удалось сократить выбросы углекислого газа в атмосферу на 42 000 тонн.

 

- Каков на сегодняшний день объем железнодорожных перевозок в порту?

- За последние 7 лет (2001-2007 гг.) нам удалось утроить объемы контейнерных перевозок по железной дороге. Только в прошлом году железнодорожный центр порта Гетеборг обработал 190 тыс. контейнеров. В порту ежедневно совершается 70 выходов поездов, из которых 46 поездов обеспечивают перевозку нефтепродуктов, продукции дерево- и металлообработки. Еще 24 рейса обслуживают контейнерные грузы. В рамках развития перевозок мы планируем ежегодно запускать по два новых челнока, в том числе в новые пункты назначения.

Сегодня 38% контейнерных грузов прибывает в порт по ж/д путям. По международным стандартам это уникальная цифра. И эту долю мы планируем увеличить до 50% к 2012 году. Спрос на железнодорожные челноки сейчас огромен. В долгосрочной перспективе развитие этом направлении ограничивают только возможности инфраструктуры. Последний крупный проект в области железнодорожных перевозок называется RailPort Skandinavia. Его цель – перенести тыловые терминалы челночных узлов ближе к порту для удобства предоставления услуг по таможенному обслуживанию, хранению и оформлению документации.

 

- Какие еще уникальные стратегии использует порт?

- Порт Гетеборг – один из мировых лидеров в области подключения судов к береговым источникам электроэнергии. В настоящее время, на Ро-Ро терминале возможность подключения имеют около 10 судов. В эту группу судов входят суда оперируемые группой целлюлозно-бумажных производств Stora Enso, подключенных с 2000 года, и несколько паромов, оперируемых компанией Stena Line. Кроме того, порт планирует создание пунктов электроснабжения на большем количестве причалов. Береговые электросистемы Гетеборга также используют энергию, вырабатываемую двумя местными ветряными турбинами.

 

- В августе этого года начала действовать новая судоходная линия по перевозке грузов между Санкт-Петербургом и Гетеборгом. Расскажите об этом проекте.

- Маршрут из России в Скандинавию запустила сингапурская компания X-Press Container Line. Это первая регулярная судоходная линия между Россией и портом Гетенборг. Фидерные суда с грузом следуют по маршруту Санкт-Петербург-Котка-Гетеборг-Амстердам-Гамбург, и затем возвращаются обратно в Санкт-Петербург. В основном перевозятся экспортные товары из России.

 

- Вы отмечали, что развивающийся российский рынок позитивно влияет и на развитие порта Гетеборг. А нет ли у Вас опасений по поводу конкуренции с российскими портами Балтийского бассейна?

- Напротив, мы считаем, что увеличение числа прямых заходов в порт и развитие фидерного сервиса в Россию и другие страны Балтики благоприятно как для Швеции, так и для России.

Беседовала Мария Фаворская