1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Порт притяжения иномарок

12 сентября 2008   07:14

Порт притяжения иномарок

Группа компаний "Морской порт Санкт-Петербург" два года назад сделала ставку на новый для себя вид грузов и не просчиталась. Новый автомобильный терминал, созданный в рамках долгосрочной инвестиционной программы, уже за первые месяцы работы показал высокую эффективность. "Перевалка автомобилей для нас выгоднее перевалки леса, которая велась здесь ранее", - рассказал ИАА "ПортНьюс" генеральный директор ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" Сергей Челядин.

 

На территории Лесного мола в Большом порту Санкт-Петербург ЗАО "Третья стивидорная компания" (ТСК, входит в состав группы компаний ОАО "Морской порт Санкт-Петербург") весной 2008 года открыло терминал по приему промышленных партий легковых автомобилей. Объем собственных инвестиций группы "Морской порт Санкт-Петербург" в автотерминал составил 260 млн. рублей. Этот проект был реализован всего за полгода – до середины 2007 года стивидорная компания специализировалась на перевалке леса. До конца текущего года терминал перегрузит 50 тыс. автомобилей, - примерно 6-7% от всего объема финского транзита в Россию новых импортных автомобилей. "Это те машины, которые предполагалось завозить в Россию через порты Финляндии, то есть в этом году мы сняли с российско-финской границы более 10 тысяч автовозов", - пояснил ИАА "ПортНьюс" генеральный директор ОАО "Морской порт Санкт-Петербург". Новый терминал оснащен современной автоматизированной системой управления, позволяющей в режиме реального времени производить оформление документов, отслеживать движение грузов и оптимизировать грузопотоки. Разгрузка судна на терминале занимает около 12 часов.

Развитие отечественных автотерминалов в портах Финского залива позволяет снизить нагрузку на пограничные переходы в Северо-Западном федеральном округе. "Наверное, это неправильно, когда через российско-финляндскую границу ввозится такое количество новой автотехники. Это препятствует провозу других категорий грузов", - прокомментировал проблему перегрузки пограничных переходов на границе с Финляндией первый заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления Александр Гетман.

 

Галопирующий рост

В Большом порту Санкт-Петербург за первые 8 месяцев 2008 года отмечается более чем трехкратное увеличение объема перевалки легковых автомобилей. По данным участников рынка более 150 тыс. единиц техники принято терминалами порта. Помимо ТСК автомобили переваливают на причале №101 (ЗАО "Четвертая стивидорная компания" группы "Морской порт Санкт-Петербург"), на крупном специализированном терминале в Рыбном порту, на причалах ОАО "Петролеспорт" и на береговом терминале "Онега" группы компаний "Осло Марин".

"На рынке всем хватит места, - уверен президент группы компаний "Осло Марин" Виталий Архангельский. - Объем ввоза новых и подержанных автомобилей из Финляндии в Россию составляет порядка 3 млн. единиц в год. Я думаю, в такой ситуации нам надо говорить не о конкуренции, а о партнерстве".

Несомненно, потенциал роста автопотока в российские порты достаточно велик. "Логистика поставок автомобилей в Россию на сегодняшний день все еще определяется по остаточному принципу", - считает заместитель генерального директора Морского торгового порта Усть-Луга, директор по терминальной деятельности МПК "Юг-2" Сергей Бобрышев. Основной поток автомобилей, предназначенных для российского рынка, до сих пор проходит через финские порты - Котка, Ханко, Турку. Часть ввозимых иномарок поступает через Прибалтийские порты Палдиски и Рига, а также через более удаленные порты Словении (Копер) и Польши (Гдыня). При этом через Финляндию привезти автомобиль в Москву стоит около $4 тыс., а через Санкт-Петербург - $1,5 тысячи.

 

Проект в развитии

Благоприятная рыночная ситуация и высокий спрос на перевалку автомобилей в порту Санкт-Петербург позволяет ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" всерьез задумываться над вводом в эксплуатацию второй очереди автотерминала ТСК. За счет образования новых территорий (путем намыва) в акватории порта планируется вдвое увеличить общую площадь терминала – до 10 га. Вложение в этот проект 750 млн рублей позволит ТСК довести пропускную способность терминала до 250 тысяч автомобилей в год. "Пока реализация инвестиционной программы ведется за счет собственных средств группы компаний. Помимо ТСК мы вложили средства в новый контейнерный терминал, в августе 2009 года планируем начать монтаж нового кранового оборудования", - пояснил Сергей Челядин.

Экспедитор автомобильного терминала ТСК (полностью обеспечивает морскую доставку автомобилей на терминал и вывоз машин автотрейлерами) ООО "Российские транспортные линии" (РТЛ) уверяет, что сможет успешно загружать все новые портовые ро-ро активы, которые в ходе реализации собственной инвестиционной программы введет в эксплуатацию группа компаний "Морской порт Санкт-Петербург". "Полагаю, что количество ввозимых в Россию зарубежных легковых автомобилей будет стремительно расти еще 3-4 года. При этом логистика таких перевозок серьезно усложняется", - рассказал ИАА "ПортНьюс" генеральный директор РТЛ Константин Сковорода. Очень скоро, уверен он, от любого российского терминала потребуется хранение, предпродажная подготовка автомобилей, их сортировка в зависимости от региона последующей доставки. "Поэтому будущее порта Санкт-Петербург с точки зрения обработки потока автомобилей мне представляется в совместном использовании различными автобрэндами всех специализированных терминалов порта в зависимости от потребности в том или ином виде сервисных услуг", - добавил собеседник ИАА "ПортНьюс".

Надежда Малышева