В ближайшие месяцы в Мурманске начнется строительство нового глубоководного порта. Предполагается, что круглогодичный глубоководный морской хаб в Кольском заливе будет обрабатывать контейнерные, нефтеналивные грузы, уголь и минеральные удобрения. К 2010 году по подсчетам экспертов грузооборот Мурманского транспортного узла составит 28,5 миллионов тонн в год, а 2020 году - 52 миллиона тонн.
Генеральный план
"Думаю, что в ближайшие месяцы Минтранс и соответствующие агентства начнут работу по началу проектирования и строительства нового глубоководного океанского порта в Мурманске", - уточнил на заседании президиума правительства России на прошлой неделе вице-премьер РФ Сергей Иванов.
Директор по развитию научно-производственного предприятия “Морское строительство и технологии” (Санкт-Петербург) Сергей Семенов рассказал ИАА “ПортНьюс”, что после разработки генеральной схемы развития Мурманского порта, выполненной ОАО “Ленморниипроект”, и последующего принятия решения о выделении средств на обоснование инвестиций ФГУП "Ространсмодернизация", к разработке генеральной схемы был привлечен подрядчик ОАО “Особые экономические зоны” и еще ряд субподрядчиков: ООО “Стратегика”, ОАО “Ленгипротранс” и ООО “Морское строительство и технологии”.
Как рассказал ИАА “ПортНьюс” главный инженер проекта Михаил Мухин (ОАО “Ленморниипроект”), в схеме, разработанной “Ленморниипроектом”, предусматривалась реконструкция существующего портового комплекса и создание новых портовых мощностей. Генеральная схема на тот момент не предусматривала увеличение грузооборота существующего порта. В плане была предусмотрена перевалка навалочных и наливных грузов.
По словам Мухина, в рамках развития инфраструктуры нагрузка на автодорожную сеть предполагалась минимальная, поскольку автодорога мало участвует в перевозке грузов. “Грузы, которые перевозятся автотранспортом преимущественно внутриобластные, - рассказал Мухин. – Это в основном рыбные и рефрижераторные грузы, они не создают какой-либо существенной нагрузки на автодорожную сеть”.
Морской хаб
На сегодняшний день в схеме развития Мурманского транспортного узла предусмотрено создание круглогодичного глубоководного морского хаба по переработке контейнерных, нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений. Транспортный узел будет интегрирован в международный транспортный коридор "Север - Юг". В границах МТУ появятся контейнерный и дистрибуционный терминалы, логистический центр, автомобильные и железнодорожные дороги, ведущие к портовым сооружениям на восточном берегу Кольского залива, а также железнодорожная ветка "Выходной - Лавна". В генеральной схеме предусмотрена реконструкция существующего портового комплекса, а также создание новых портовых мощностей. На западном берегу Кольского залива в генеральной схеме развития Мурманского транспортного узла запланировано строительство нового порта, где в том числе будут перерабатываться уголь и нефть.
“На восточном берегу останутся генеральные грузы и контейнеры, - рассказал ИАА “ПортНьюс” заместитель генерального директора ОАО “Мурманский морской торговый порт” Владимир Пономарев. – Надеюсь, что до ввода в эксплуатацию нового порта существующий объем и номенклатура грузов сохранится”. Он также предположил, что в новой схеме возможно увеличение грузов в контейнерах. “Да, это будет не новый порт, а специализированные терминалы в границах мурманского морского порта”, - сказал Пономарев. По оценкам экспертов, в настоящее время порт обрабатывает весь предлагаемый объем контейнерных грузов. При этом количество экспортно-импортных контейнеров составляет незначительную долю в общем объеме, основной поток контейнеров следует сообщением с портом Дудинка.
Увеличение грузооборота на сегодня во многом зависит от реконструкции станции Мурманск. Как сообщил Пономарев, сроки строительства станции разгрузки вагонов с системой конвейеров будут рассмотрены в ближайшее время. Началом реализации проекта создания принципиально нового хаба можно считать строительство станции разгрузки вагонов и транспортно-конвейерной системы, которое началось в морском торговом порту. Проект оценивается почти в два миллиарда рублей. Завершить работы планируется в 2010 году. Предполагается, что обработка железнодорожных вагонов на новой станции не только обеспечит их сохранность, но и сократит время выгрузки и повысит грузооборот порта. В рамках этих проектов на месте будущего порта в ближайшие несколько месяцев будут проведены геологические и геодезические изыскания. В 2008 году на эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 300 млн. рублей. Общая стоимость проектирования оценивается в 900 миллионов.
Софья Винарова