Транспортная группа "Н-Транс" завершила процесс консолидации портовых активов и их передачи недавно созданной компании Global Ports Investments Ltd. (GPI), полностью принадлежащей "Н-Транс". Новый портовый холдинг будет специализироваться на обработке контейнерных грузов в России и на соседних рынках. В течение пяти лет компания планирует увеличить пропускную способность примерно до 4 млн. TEU и общий объем хранения нефтепродуктов до 1,24 млн. кубических метров.
Терминалы
Терминалы GPI расположены в ключевых регионах российского контейнерного импорта и экспорта, а также экспорта нефтепродуктов - Балтийском и Дальневосточном бассейнах. В Балтийском бассейне GPI принадлежат два петербургских морских терминала - “Петролеспорт”, “Моби Дик”, пять внутренних терминалов в Финляндии и Польше, а также два морских терминала в Финляндии: Multi-Link Kotka и Multi-Link Helsinki, пропускной способностью 410 тыс. TEU в год. Кроме того, в Ленинградской области строится терминал “Янино”, который будет обладать хорошим автомобильным и железнодорожным сообщением и располагаться недалеко от Санкт-Петербурга и терминала “Моби Дик”. Ожидается, что “Янино” станет первым многоцелевым внутренним контейнерным логистическим комплексом в регионе, который сможет предоставлять весь спектр контейнерным и логистических услуг.
В Дальневосточном бассейне GPI принадлежит крупнейший контейнерный терминал, обладающий прямым доступом к Транссибирской магистрали - ОАО “Восточная стивидорная компания” (ВСК) мощностью 656 тыс. TEU в год.
В 2007 году общий грузооборот контейнерных терминалов GPI составил 1,1 млн. TEU; объем перевалки нефтепродуктов на нефтяном терминале компании составил 13,7 млн. тонн. По данным Drewry Shipping Consultants, на долю компаний, входящих в группу, в 2007 году пришлось более 30% от общего объема контейнерного грузооборота в российских портах. Еще одно направление деятельности компании - перевалка нефтепродуктов, представленное крупнейшим терминалом по перевалке нефтепродуктов в Балтийском регионе по грузообороту Vopak E.O.S. 50% VEOS принадлежит стратегическому партнеру Global Ports, компании Royal Vopak NV. По оценкам Drewry, в 2007 году на терминал пришлось более 30% от общего объема российского экспорта нефтепродуктов.
Программа капиталовложений
По оценкам Drewry Shipping, на протяжении 5 последних лет совокупные темпы годового роста российского контейнерного рынка составляли 26,7% – это превышает показатели любого другого региона мира. В настоящее время GPI реализует программу капиталовложений для увеличения к 2013 году общей пропускной способности с 1,8 млн. TEU до примерно 4 млн. TEU в год. К тому времени компания планирует увеличить общий объем единовременного хранения нефтепродуктов с 740 тыс. кубических метров до 1,240 млн. кубических метров.
GPI планирует увеличить пропускную способность в Балтийском регионе до 3,1 млн. TEU, а также реализовать программу по увеличению пропускной способности рефрижераторных грузов и грузов ро-ро. В Дальневосточном бассейне компания планирует увеличить контейнерную пропускную способность ВСК до 0,9 млн. TEU к 2012 году и до 2,2 млн. TEU к 2020 году.
По словам СЕО Global Ports Александра Назарчука, объединение ключевых портовых активов в рамках одной компании, единой стратегии развития и под общим руководством создает прочную платформу для роста на быстроразвивающемся рынке контейнерных перевозок в России. “Мы намерены укрепить наши позиции в качестве одного из ведущих операторов контейнерных терминалов в России и приступить к реализации стратегии по увеличению пропускной способности терминалов компании более чем вдвое", - считает Назарчук.
Софья Винарова