В марте 2008 года стартовал совместный проект Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга и Морского научно-исследовательского центра Котки (Финляндия), который предполагает строительство учебно-тренировочного центра по подготовке специалистов в области ликвидации нефтеразливов.
На старте
До сих пор в России не существовало института подготовки специалистов в этой сфере. Международный проект Saint Petersburg Oil Recovery Training centre (SPORT) ориентирован на руководство администраций морских портов, пароходств, МЧС и другие организации, деятельность которых связана с ликвидацией разливов в Северо-Западном регионе. Теоретические лекции будут проходить на базе ГМА имени адмирала Макарова, практические занятия будут организованы непосредственно в самом центре. "Для проведения теоретических занятий сегодня существует программа, разработанная Министерством транспорта и согласованная МЧС по Северо-Западу, - рассказал ИАА "ПортНьюс" начальник отдела контроля природоохранных работ Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности правительства Санкт-Петербурга Игорь Березин. - База, необходимая для проведения лекций, уже существует в академии Макарова".
Центр практического обучения будет построен в Санкт-Петербурге к сентябрю 2009 года на Охте в районе Волконского шоссе. Его территория с участками береговой полосы, системой очистки и учебными классами ориентировочно составит 50x20 метров. Площадь полухолодного бассейна (температура зимой выше 0°С) составит 10x17 метров.
Как пояснила координатор проекта SPORT, представитель Научно-исследовательского морского центра Котки Терхи Линдхольм, в ходе проведения технико-экономического обоснования проекта было совершено несколько учебных поездок в аналогичные центры, выбрано техническое и материальное оборудование для работы. За основу петербургского учебного центра был выбран французский центр Cedre (Брест), который совмещает в себе не только непосредственно обучение, но и научно-исследовательскую, экспериментальную работу. "Думаю, что некоторые элементы исследовательского центра, хотя и в несколько усеченном виде, мы должны будем учесть в техническом задании для создания центра в Петербурге", - сказал Березин.
Формирований недостаточно
В Северо-Западном регионе сегодня работают около 2900 организаций, деятельность которых связана с нефтепродуктами. Из них примерно 800 организаций приходится на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Все они согласно постановлению Правительства РФ от 21 августа 2000 года №613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 №240) должны иметь либо заключенные договоры с профессиональными экологическими компаниями на несение аварийно-спасательной готовности, либо собственные аварийно-спасательные формирования. Причем требования к профессиональным аварийно-спасательным и нештатными формированиям практически одинаковы. В действительности на сегодняшний день только у половины предприятий (1481 компания) есть утвержденный, одобренный и согласованный план по ликвидации нефтеразливов.
Всего на Северо-Западе аттестованы 474 аварийно-спасательных формирования. В том числе 13 в Санкт-Петербурге и 7 аварийно-спасательных формирований в области. То есть в среднем на 40 организаций приходится лишь одно аварийно-спасательное формирование. "Мы сейчас идем по пути, когда будут создаваться аварийно-спасательные формирования, - считает руководитель учебных программ Морского УТЦ ГМА имени адмирала Макарова Алексей Орехов. – А это значит, что мы в свою очередь должны будем уметь учить и готовить персонал. Единственное различие между профессиональными и нештатными формированиями состоит в том, что обязанности профессиональных формирований заключаются исключительно в несении готовности. Примером таких структур могут служить подразделения госморспасслужбы в рамках Министерства транспорта РФ либо образования, сформированные МЧС, а также частные компании, несущие готовность на профессиональной основе. Нештатные формирования помимо аварийно-спасательной деятельности могут иметь и другие обязанности", - рассказал Орехов.
Потенциальная угроза
Рассчитывая параметры будущего учебного центра, эксперты проекта учитывали множество факторов, в том числе потенциальную угрозу разливов нефти и нефтепродуктов, количество которых на Балтике ежегодно увеличивается. В порту Санкт-Петербург по официальной статистике ФГУ "Администрация морского порта Большой порт Санкт-Петербург" в 2007 году произошло 30 разливов нефтепродуктов. Это самый высокий показатель за последние несколько лет. Годом ранее на акватории порта было зафиксировано 17 случаев разливов нефтепродуктов, а в 2005 году произошло 10 нефтеразливов. Одной из причин растущего количества нефтеразливов является увеличение числа судозаходов в порт – 29 257 единиц по итогам 2007 года (+10% по сравнению с предыдущим годом). По оценке экспертов судооборот порта будет ежегодно увеличиваться. "Порт Санкт-Петербург будет увеличивать грузооборот за счет расширения морского канала, что автоматически повлечет увеличение судозаходов, - пояснила ИАА "ПортНьюс" заместитель начальника отдела надзора на море, континентальном шельфе и регулировании морских работ департамента Росприроднадзора по СЗФО Людмила Филатова. – Кроме того, мы должны учитывать, что рядом развиваются порты Ленинградской области, в частности порт Усть-Луга, который изначально был ориентирован на обработку 35 млн тонн грузов ежегодно, а затем пересмотрел планы по грузообороту до 120 млн тонн. Безусловно, это все влияет на увеличение судооборота".
Что касается всей Балтики, то по данным Комиссии по охране морской природной среды Балтийского моря – Хельсинкской комиссии (ХЕЛКОМ) в любое время суток в водах Балтики находится примерно 1800-2000 судов, являющиеся потенциальным источником аварии. Как отмечают в Росприроднадзоре, эти показатели также будут увеличиваться.
Сложности в ликвидации нефтеразливов на Балтике в частности у побережья Финляндии заключается в том, что побережье этой страны имеет сложную конфигурацию и множество отмелей. Как отметил Игорь Березин, длина береговой черты Финляндии составляет 1,5 экватора, поэтому важно локализовать разлив в открытой воде, не допустив его до берега.
На сегодняшний день у береговой линии Финляндии регулярно дежурят 15 многоцелевых судов-нефтесборщиков. К месту возможной аварии эти суда направляют самолеты береговой охраны, которые ведут наблюдение с воздуха. Однако имеющихся сил и средств для ликвидации потенциально крупных аварий в различных частях Финляндии недостаточно. По словам эксперта Финского института по охране окружающей среды (SYKE) Йолма Калерво, в случае аварийной ситуации в условиях открытого моря с последствиями разлива нефти необходимо справиться в первые 24 часа и полностью ликвидировать разлив в течение 3 дней. В ледовой обстановке последствия разлива необходимо ликвидировать за первые трое суток и полностью ликвидировать за 9-10 дней. По расчетам господина Калерво, для того, чтобы возможности флота были соизмеримы с потенциальными авариями, в Финском заливе необходимо еще 7 судов-сборщиков. "Вероятно, в Финляндии к 2015 году будут построены одно-два судна нефтесборщика, плюс наши соседи, возможно, к этому времени спустят на воду три-четыре подобных судна", - полагает господин Калерво.
Сложные сценарии
Среди возможных сценариев разлива, которые просчитывали участники проекта SPORT, наиболее проблематичным для ликвидации являются разливы нефтепродуктов в ледовых условиях и на побережье. Как рассказал эксперт проекта, представитель Финского института по охране окружающей среды Кари Лампела, сбор нефтепродуктов зимой затруднен из-за нескольких факторов. В частности это низкая температура, в результате чего нефть и нефтепродукты становятся более вязкими, а также потребность в судах ледового класса. Более того, в соответствии с планом мероприятий по защите Балтийского моря, который ХЕЛКОМ подписала в 2007 году, в случае разлива рекомендуется производить сбор нефтепродуктов биометрическим способом, то есть без сжигания и обработки химическими реагентами. Как сообщил эксперт проекта, представитель Финского института по охране окружающей среды Кари Лампела, приоритетным способом при ликвидации разлива будет сбор нефтепродуктов механическим способом, хотя 100% очистки в этом случае добиться не удастся.
Однако максимальный вред наносят разливы, которые произошли в береговой зоне, они же являются наиболее затратными экономически. Как отметила директор ООО "Морская экология" Татьяна Преснякова, - все мировые аварии в открытом море в конечном итоге оказывались на берегах. "Если, например, произойдет разлив в Финском заливе, то по данным ЦНИИ МФ, уже через три часа он будет за 3-х метровой изобат", - сказала Преснякова. В систему работ на мелководье и на побережье входят как наличие необходимых технических средств, так и организационные мероприятия. Но если требования к техническим средствам компанией выполнены, то проблема взаимодействия разных структур, по словам Пресняковой, в Северо-Западном регионе не решена. "В случае разлива нам, вероятно, придется работать с Комитетом, поскольку других компаний я не вижу, считает Преснякова.- Нам совместно придется проводить учения и отрабатывать систему. Тогда в случае катастрофы мы сможем активно поработать".
Игорь Березин, начальник отдела контроля природоохранных работ Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности правительства Санкт-Петербурга:
- Совместно с ГМА им. Макарова мы планируем создать в Санкт-Петербурге систему по практической подготовке специалистов в области ликвидации нефтеразливов. Необходимая база для проведения теоретических занятий по программе, разработанной Министерством транспорта, существует на базе академии Макарова. Гораздо больше вопросов было связано с практической подготовкой персонала, которой сегодня в России не существует. В своей работе мы большое значение придаем международному сотрудничеству. Наши зарубежные коллеги имеют большой опыт в этих вопросах, поэтому необходима такая система подготовки, которая удовлетворила бы всем этим требованиям. Для нашей страны, как нефтяной державы, практическая подготовка специалистов в области ликвидации разливов как никогда актуальна.
Эксперт Финского института по охране окружающей среды (SYKE) Йолма Калерво:
- Масштабы перевозки нефти и нефтепродуктов с каждым годом неуклонно увеличиваются. При этом крупные танкеры работают на мелководье. Несмотря на то, что танкеры оснащены необходимым оборудованием для работы в ледовых условиях, всегда существует опасность аварии. Поэтому мы должны быть готовы и к крупным авариям, и к небольшим происшествиям. Чтобы представить, что может произойти, необходимо разработать сценарий, где учитывается опыт предотвращения аварий. Этот сценарий должен показать, с каким явлением мы столкнемся в реальной жизни, насколько крупным может быть разлив, с каким объемом и в каком направлении будет дрейфовать нефтяное пятно в различных условиях.
Татьяна Преснякова, директор ООО "Морская экология":
- За десять лет работы на рынке природоохранных услуг, мы научились решать любыезадачи. Например, мусор в разливе препятствует его ликвидации, парализует работу любых нефтесборочных устройств. Поэтому мы сначала собираем замазученный мусор – доски, обрывки тросов, полиэтилен и т.д. – и только после этого в разлив входит судно-нефтесборщик.
Вторая проблема – загустевший мазут. Мы научились работать и с таким загрязнением, разогревая мазут с помощью высоконапорных горячеструйных установок.
Мы используем нефтесборщики-бонопостоновщики с пороговым устройством и емкостями 1,5 куб. метра, оказавшиеся исключительно удачными. Они собирают как легкие, так и загустевшие нефтепродукты с поверхности воды. Собранная нефтеводяная смесь имеет очень маленькое процентное содержание воды, не более 15%. Для быстрой разгрузки нефтепродуктов с судна-нефтесборщика мы используем суда-приемщики с вакуумной установкой, а также вакуумные автоцистерны, работающие с причалов. Мы разработали свою систему быстрого сбора нефтепродуктов и быстрой разгрузки нефтесборщика. Это позволяет справиться с нефтеразливом очень быстро.
Мы ликвидируем разлив и его последствия: замываем береговую полосу, борта судна, причал. Для этого мы приобрели моющие машины. У нас есть более 3200 метров боновых заграждений, автотехника, а так же высоконапорные горячеструйные установки.