Конкуренция под иностранным флагом
На совещании по развитию судоходства в Ростове-на-Дону 15 июля премьер-министр РФ Владимир Путин сказал, что власти готовы формировать заказ на строительство судов для государственных нужд, а также стимулировать приобретение судов на российских верфях и при этом компенсировать заказчикам часть затрат по кредитам и лизинговым платежам. В реализацию судостроительных проектов планируется задействовать потенциал банка развития. Кроме того, правительство пойдет навстречу частным компаниям и создаст максимально благоприятный режим, если те увеличат инвестиции и объемы перевозки грузов.
"Но мы не можем бесконечно закрывать этот рынок от конкуренции в ущерб потребителям", - заявил Путин. - Если при изменении ситуации в лучшую сторону наши компании не смогут удовлетворить спрос, мы вынуждены будем серьезно задуматься об открытии наших внутренних водных путей для судов под иностранным флагом". Планируется, что к тому времени водные пути будут приведены к мировым стандартам судоходства.
В рамках ФЦП
Перед началом совещания Владимиру Путину представили новый шлюз на Кочетовском гидроузле, реконструкция которого началась в 2004 году в рамках подпрограммы "Внутренние водные пути" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)". Кочетовский гидроузел - замыкающий в каскаде гидроузлов на Нижнем Дону. От его состояния зависит возможность осуществления транзитных перевозок грузов, в том числе и в судах смешанного “река-море” плавания, в направлении портов Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского, Черного и Средиземного морей, а также эффективность работы Волго-Донского судоходного канала.
До недавнего времени судоходный шлюз Кочетовского гидроузла на реке Дон был наиболее узким местом на внутренних водных путях. По своему техническому состоянию и габаритам шлюз Кочетовского гидроузла, построенный в 1919 году, не удовлетворял современным требованиям пропуска крупнотоннажных судов и требованиям безопасности судоходства. Кроме того, шлюз ограничивал пропускную способность водного пути на участке Азов – река Волга.
На строительство нового шлюза из федерального бюджета было выделено свыше трех млрд. рублей. Сейчас этот участок могут пересекать крупнотоннажные суда.
Господдержка
Сегодня в России работает около 700 гидротехнических сооружений, из которых 75% находятся в эксплуатации от 50 до 80 лет. Всего в РФ эксплуатируется более 100 тыс. км внутренних водных путей. А доля перевозимого по внутренним водным путям груза составляет только 2%. Говоря о пропускной способности водных путей, Владимир Путин отметил, что их необходимо привести в соответствие с современными стандартами. “Необходимо ликвидировать так называемые "лимитирующие" участки, модернизировать весь комплекс судоходных гидротехнических сооружений”, - сказал Путин.
По словам премьер-министра, государство со своей стороны готово создать для российских судоходных компаний максимально благоприятный режим. "И мы рассчитываем на адекватную отдачу: на увеличение инвестиций и объемов перевозки грузов", - отметил Путин.
Софья Винарова