Комитет Парижского меморандума на 41-й встрече одобрил результаты портовых инспекций в 2007 году и утвердил новый список флагов, вступивший в силу с 1 июля 2008 года. По итогам проверок Россия переместилась из “серого” в “белый” список Парижского меморандума о контроле судов.
Рейтинг флагов
Списки меморандума о контроле судов представляют собой рейтинг определенного качества флага и судов, ходящих под этим флагом. В настоящее время в мире действует восемь региональных межправительственных соглашений по контролю судов государством порта. Морская администрация Российской Федерации является членом трех соглашений - Парижского, Токийского и Черноморского меморандумов о взаимопонимании.
Парижский меморандум (ПМ) о взаимопонимании о контроле судов со стороны государства порта является международным договором, устанавливающим принципы портового контроля. Россия стала членом Парижского меморандума 1 января 1996 года. В состав ПМ о взаимопонимании входят 22 участника Управления торгового флота, в его водное пространство входят воды европейских прибрежных государств и североатлантического бассейна от Северной Америки до Европы. Основной целью соглашения является вывод из международного судоходства так называемых "субстандартных" судов.
В "белый” список Парижского и Токийского меморандумов о взаимопонимании входят государства с постоянно низким количеством арестов. Суда под флагами черного списка проверяются гораздо чаще, в случае нескольких задержаний им грозит запрет на заходы в порты стран Парижского меморандума.
В России сегодня более 300 компаний, которые эксплуатируют морские суда (валовой вместимостью 500 и более единиц), и все они так или иначе нарушают Международный кодекс. Однако эксперты рынка еще до включения России в “белый” список отмечали, что количество судов, задержанных под российским флагом, регулярно сокращается и у России есть все возможности выйти из “серого” списка.
Высшее место
Как сообщал ранее ИАА “ПортНьюс” директор Российского морского регистра судоходства Николай Решетов, в 2002 году Россия вышла из "черного списка" Парижского меморандума; еще через два года - в 2004 году, покинула "черный список" Токийского меморандума. До недавнего времени по Парижскому, и по Токийскому меморандумам Россия находилась в "сером списке", на границе "белого" и "черного". Наконец, по итогам 2007 года Россия переместилась в “белый” список.
Этим хорошим показателям, по оценке Решетова, во многом способствовала та большая работа, которую проводят Морской Регистр и Росморречфлот. За последние 10 лет специалистами Регистра проведено более 3,5 тысяч освидетельствований систем управления безопасностью компаний, а также освидетельствовано около 10 тысяч судов. Все несоответствия по Международному кодексу управления безопасностью (МКУБ) чаще всего, касаются технического обслуживания и ремонта, полноты документации, а также готовности к аварийным ситуациям.
Кто есть кто
На сегодняшний день высшие позиции в списке занимают Финляндия, Франция, Китай, Великобритания. Новыми членами "белого” списка по решению комитет Парижского меморандума стали Азербайджан, Бельгия, Кипр, Гибралтар, Мальта и Испания. Всего в "белый” список" входят 34 государства флага. Из “белого” списка на более низкий уровень переместились Голландские Антиллы и Саудовская Аравия.
Флаги самого высокого риска сегодня - это КНДР, Боливия и Албания. По итогам 2007 года черный список пополнился флагами Ямайки, Монголии, Панамы и Украины. Все они переместились в “серый” список из “черного”. В черном списке сегодня 19 флагов.