На минувшей неделе в Санкт-Петербурге состоялся первый всероссийский форум “Современное состояние и перспективы развития российского рынка бункеровочных услуг”. В ходе основных вопросов рассматривались темы таможенного законодательства, экономические и юридические риски в бункерной отрасли, производственная инфраструктура бункерной компании. Отдельное внимание было уделено вопросу запрета на использование однокорпусных судов в российских портах.
Участники форума
Организатором мероприятия выступила Российская Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков, единственная в стране общественная организация, представляющая интересы отрасли. Как отмечается в пресс-релизе Ассоциации, необходимость проведения такого мероприятия неоднократно высказывалась профессионалами отрасли, поскольку существующие на сегодняшний день конференции посвящены, в основном, общемировым проблемам и на них недостаточно глубоко обсуждаются специфические вопросы российского рынка. Поддержку форуму оказали крупные компании – ОАО “Военно-страховая компания”, ООО “Газпромнефть Марин Бункер”, ООО “ЛУКОЙЛ-Нева”, Невский судостроительно-судоремонтный завод и другие.
Всего в форуме приняли участие более 140 делегатов, среди которых были практически все значимые фигуры, определяющие ситуацию в области бункеровки судов, а также руководители компаний, работающих в смежных отраслях – страховых, финансовых, нефтяных, юридических, топ-менеджеры банков, судостроительных заводов, фирм – поставщиков оборудования. Государственные структуры были представлены Администрацией Петербурга, Федеральной таможенной службой, ФГУП “Росморпорт”.
Делегаты форума представляют все важнейшие судоходные регионы России (Калининград, Мурманск, Архангельск, Черноморский и Азовский бассейны, внутренние речные порты). Представители более 10 фирм прибыли из разных городов Дальнего Востока. Несмотря на то, что мероприятие имело формат всероссийского, в Петербург приехали специалисты из ряда европейских стран – Латвии, Эстонии, Дании, Кипра, Великобритании.
Темы форума
Вопросы, которые рассматривались участниками форума, были связаны с перспективами развития российских портов и бункеровки судов, как определяющего портового сервиса, с производственной инфраструктурой бункерной компании, как важнейшим конкурентным преимуществом и способом оптимизации затрат и цен на поставляемое топливо. Кроме того, на форуме рассматривались экономические и юридические риски в бункерной отрасли: непроизводственные простои судов, поставка некачественного топлива, дебункекровка, неоплата, задержка оплаты, нефтепродукты, доступные на Российском рынке (для производства бункерного топлива), а также вопросы таможенного законодательства.
Основной вопрос
Самое пристальное внимание вызвало обсуждение вопросов запрета на использование однокорпусных судов в российских портах. По оценке экспертов рынка, прямое выполнение данного распоряжения может привести к параличу бункерной отрасли, поскольку более 90% танкеров-бункеровщиков на сегодняшний день являются однокорпусными. Специалисты уверены, что указанный запрет негативно скажется не только на российской судоходной отрасли, но и на экономике страны в целом. “Процесс замены танкеров идет во всем цивилизованном мире, однако везде бизнесу предоставляется длительный буферный период, как правило несколько лет, - отметил в своем докладе президентом Ассоциации морских и речных бункеровщиков Виталий Ковалев. - В нашей стране заблаговременное уведомление Администрацией флага о возможности введения правил по наличию двойного корпуса на судах-бункеровщиках, совершающих рейсы в территориальных водах РФ, не проводилось.”
В числе возможных отрицательных последствий такого решения участники форума обратили внимание на снижение привлекательности российских портов, потерю рыночных позиций и захват ниши иностранными конкурентами, а также срыв экспортной программы по вывозу нефти и нефтепродуктов водным путем и высокую вероятность коррупционных последствий.
Кроме того, участники форума выразили уверенность в том, что мнение профессионального сообщества будет услышано, а буферный период (с учетом реальных возможностей российских судостроительных и судоремонтных заводов), необходимый отрасли для безболезненного перехода на работу в соответствии с соответствующими правилами МАРПОЛ будет установлен законодательно.
По материалам пресс-службы Ассоциации морских и речных бункеровщиков.