Шествие коронавируса по планете вылилось в массовую отмену круизов, падение контейнерооборотов портов и рост ставок фрахта на супертанкеры из-за подешевевшей нефти. Логисты перебронируют контейнерные перевозки на более поздние даты, стагнация прогнозируется до середины лета 2020 года.
Вирус из ящика
Большинство контейнерных терминалов мира переживают спад грузооборота из-за падения объемов мировой торговли. Так, контейнерообороты портов Шанхай и Гонконг по итогам января-февраля текущего года сократились примерно по 11% каждый в сравнении с показателями соответствующего периода 2019 года. Американские порты Лонг-Бич и Лос-Анджелес показали снижение на 7% и 13% соответственно.
В контейнерных морских воротах России - Большом порту Санкт-Петербург, пока все относительно спокойно: по итогам первых двух месяцев контейнерооборот снизился всего на 1%. Столь незначительное падение на фоне всеобщей паники можно связать с тем, что импорт в российском контейнеропотоке после 2014 года перестал превалировать над экспортом. Последний же поддерживается ослаблением рубля.
Однако обманываться не стоит: если пандемия будет продолжаться еще несколько месяцев, контейнерооборот в любом случае ждет неизбежный и существенный спад.
«Мы вынуждены перебронировать контейнерные перевозки на более поздние сроки, на те сервисы линий, которые пока еще работают, – комментирует директор AGGL, член альянса АСЕХ в Азербайджане Камран Алескеров. – Также мы отмечаем падение деловой активности, имеются задержки в получении информации о статусе перевозок от агентов, пребывающих в карантине или работающих удаленно».
По словам коммерческого директора ACEX в Новороссийске Дениса Бобракова, ощущается нехватка контейнеров на морском импорте из Турции. По мнению эксперта, стагнация на рынке контейнерных перевозок продлится до середины лета. «Сейчас самое основное для транспортников всего мира – переждать это время, не растеряв компетенции и сотрудников», - полагает Денис Бобраков.
Нефть выплывает
Для нефтеналивных грузов ситуация складывается несколько иная. Резкое падение стоимости нефти, произошедшее как из-за пандемии коронавируса, так и из-за развала сделки ОПЕК+, подняло ставки фрахта на танкеры-накопители. Это связано с тем, что страны начинают пополнять стратегический запас нефти, а спекулянты рассчитывают на ее перепродажу по более высокой цене в будущем.
Так, уже по итогам января-февраля 2020 года объем перевалки нефти через порт Приморск возрос на 26% - до 7,79 млн тонн, вырос экспорт нефти через спецморнефтепорт Козьмино и рейдовый накопитель в Мурманске (+5%).
Выход России из сделки ОПЕК+ означает, что в ближайшие месяцы экспорт нефти будет только расти.
Впрочем, как пандемия, так и острая фаза ценовой войны на нефтяном рынке рано или поздно закончатся. И вот тогда может возникнуть обратная ситуация: запасы окажутся слишком велики, спрос на нефть упадет, соответственно сократится и объем ее перевозок.
Балкерный курс
В сфере балкерного экспорта ситуация для России складывается даже благоприятно благодаря ослаблению курса национальной валюты. С другой стороны, проблема нехватки собственных перевалочных мощностей по ряду грузов, прежде всего минудобрений, добавляет ложку дегтя в бочку меда. И теперь можно кусать локти, что у нас еще не заработали такие проекты, как Приморский УПК, Lugaport или терминал «УралХима». Ведь не исключено, что по завершении ценовой войны на нефтяном рынке рубль снова пойдет вверх.
Также не решена проблема дефицита пропускной способности железнодорожных подходов к портам Дальнего Востока из-за отставания от графика проекта модернизации Восточного железнодорожного полигона, а ведь именно на этом направлении экспорт угля наиболее перспективен (особенно если учесть, что ситуация с коронавирусом в таких странах, как Китай или Южная Корея уже улучшается, в то время как в Европе, напротив, ухудшается).
Круизы подождут
Больнее всего, пожалуй, вирус ударил по круизной индустрии. Круизные лайнеры один за другим становятся на карантин, что вынудило крупнейших операторов, включая Princess Cruises, Royal Carribean, Costa Cruises и др. приостановить судоходство. Государства одно за другим закрывают свои порты для захода пассажирских судов.
Россия пока не отказалась от приема лайнеров. Так, Moby SPL сохраняет планы на организацию рейсов из Санкт-Петербурга. В Tallink также сообщили, что пока планов по отмене намеченных судозаходов в Санкт-Петербург на 29 апреля и 1 июня у них нет.
Однако ситуация может быстро измениться, поскольку в СМИ уже прошла информация о готовящемся закрытии Шенгенской зоны для иностранцев.
Послевкусие
Сколько времени продлится пандемия и ценовая война на рынке нефти никто, разумеется, достоверно сказать не может. Пока в отрасли рассчитывают, что ситуация улучшится, хотя бы, к середине лета. За этот период ряд судоходных компаний, особенно небольших и закредитованных, могут уйти с рынка. Соответственно, потери понесут и судостроительные предприятия, которые лишатся заказов.
После нормализации ситуации, скорее всего, возникнет другая проблема: а именно резкого отложенного роста спроса на те же контейнерные перевозки, что будет сопровождаться повышением фрахтовых ставок. С другой стороны, «обнуление» рынка с последующим его восстановлением может оказать «санитарное» значение для баланса мирового флота: переизбыток тоннажа исчезнет естественным образом, а на строительство нового флота понадобится время.
Если же говорить о круизной индустрии, то нельзя исключать, что операторы после нормализации эпидемиологической ситуации также поднимут цены для компенсации «вирусных» потерь и, возможно, пересмотрят свои судостроительные программы.
Если ситуация не нормализуется до середины лета, то в мировой торговле могут начаться необратимые изменения, вызванные длительной изоляцией: национальные экономики пойдут по пути импортозамещения и протекционизма, в том числе и в туристической сфере. В этом случае возврата к прежней интенсивности морских перевозок придется ждать очень долго, поскольку в импортозамещающие проекты уже будут вложены значительные средства, в том числе государственные, терять которые никто не захочет.
В любом случае, высокой волатильности на рынке фрахта, нефти и нефтепродуктов (а значит и бункерного топлива) и в целом морских перевозок в 2020 году будет не избежать, а долгосрочные стратегии придется не раз пересматривать.
Виталий Чернов.