Судостроительные заводы мира перегружены заказами на установку скрубберов на морские суда. На этом фоне в ИМО началось обсуждение экологических угроз, связанных с выбросами отработанной скрубберами воды. Запрет на скрубберы в ИМО лоббируют «зеленые», которые призывают также к запрету на использование тяжелого топлива в Арктике.
Открыты к критике
Системы очистки выхлопных газов, которые также называют скрубберами, являются одной из наиболее популярных альтернатив конвенционному судовому топливу (с содержанием серы до 0,5%). Хотя капитальные затраты на оснащение судов скрубберами довольно велики, судовладельцы рассчитывают их «отбить» за счет использования дешевого традиционного мазута, экономии на ремонте (т. к. низкосернистое топливо негативно сказывается на износе топливной системы) и на строительстве новых судов (использование альтернативных видов топлива, как правило, требует постройки специально спроектированного под соответствующую топливную систему судна).
По данным классификационного общества DNV GL, судостроительные предприятия мира перегружены заказами на установку скрубберов для коммерческого флота.
«По нашим данным, сейчас наблюдается отставание где-то на 4-5 месяцев процесса оснащения судов, которое необходимо было завершить к концу прошлого года. В результате увеличилось количество судов, ожидающих модернизации. Поэтому, скорее всего, оснащение скрубберами должно затянуться до апреля или мая... Самой большой сложностью является нехватка материалов и ограниченные мощности верфей. Например, в Китае, где устанавливается наибольшее количество таких систем, мало производителей труб GRE. Проектировщики и судоремонтные предприятия сильно загружены заказами на установку скрубберов, а нехватка персонала привела к увеличению вдвое времени исполнения заказа на модернизацию: с 40 до 80 дней», - заявил глава отдела экологической сертификации судового оборудования в DNV GL-Maritime Фабиан Кок.
В обзоре BIMCO со ссылкой на Clarksons указано, что ожидается установка скрубберов на 36% танкеров типоразмера VLCC до конца 2020 года. Системы газоочистки также активно устанавливаются на круизные лайнеры, контейнеровозы и другие типы судов.
Средняя цена скруббера с установкой составляет $3-$5 млн в зависимости от класса судна, процесс установки длится до полугода.
По оценке, приведенной в ходе выставки и конференции Oil Terminal в Санкт-Петербурге аналитиком рынка нефти Refinitiv Ириной Аветисян, окупаемость скруббера стоимостью $3,5 млн может занять около года в случае, если спред между LSFO и HFSO будет сохраняться на уровне $200 на протяжении всего года. По оценке Refinitiv ожидается, что в первые месяцы 2020 года приблизительно 2500 судов будут оборудованы скрубберами, а в дальнейшем их число будет расти.
Окупаемость в течение года – это очень хороший показатель эффективности инвестиций в сравнении с другими альтернативами, особенно строительства судов по новым проектам для работы на альтернативных видах топлива, таких как сжиженный газ, метанол и т. п.
Тем не менее, тучи над скрубберами с каждым месяцем все более сгущаются.
Так, администрация Суэцкого канала в конце 2019 года издала циркуляр (№8/2019), касающийся регламента IMO 2020 по сере, в который также включила запрет на сброс промывочной воды из скрубберов открытого контура при прохождении судном канала. Еще ранее аналогичный запрет ввели ряд портов мира (порты Бельгии, Латвии и Литвы, Калифорнии и Коннектикута (США), Малайзии, Абу Даби, Сингапур).
В эти дни в Лондоне подкомиссия по предотвращению и ликвидации загрязнений Международной морской организации (ИМО, IMO) рассматривает возможные негативные последствия для окружающей среды от применения скрубберов. В частности, рассматривается угроза от выбросов отработанной воды для морских животных, таких как киты и другие млекопитающие.
В подготовленном для подкомиссии обзоре, авторами которого стали такие «зеленые» организации, как Friends of the Earth International, World Wildlife Fund и Pacific Environment указывается, что «скрубберы с открытыми контурами непрерывно сбрасывают теплую кислую промывочную воду, содержащую канцерогенные вещества, такие как полициклические ароматические углеводороды и тяжелые металлы. При выбросе в океан эти вещества представляют угрозу для водной флоры и фауны, включая находящихся под угрозой исчезновения косаток, обитающих у берегов Британской Колумбии».
«Переговоры об использовании скрубберов на этой неделе являются своевременными и неотложными, поскольку все большее число судов устанавливают эти системы, чтобы обойти стандарты ИМО по содержанию серы в судовом топливе, продолжая сжигать мазут. Кумулятивное воздействие на морскую среду увеличивающихся объемов отходов от скрубберов, сбрасываемых в наши моря, не было должным образом учтено, прежде чем их использование разрешили. Подавляющее большинство этих скрубберов являются открытыми системами, которые эффективно трансформируют загрязнение воздуха в загрязнение воды», - приводятся в отраслевой прессе слова представителя экологической организации Stand.earth Кендры Ульрих.
Экологи в ИМО также указывают на тот факт, что применение скрубберов никак не решает проблему аварийных разливов нефтепродуктов.
Впрочем, проведенные DNV GL, министерством транспорта Японии и другими организациями подробные исследования показали, что вред от выбросов промывочной воды со скрубберов не превышает установленных стандартов и лимитов.
Таким образом, против скрубберов объявлена очередная PR-компания со стороны экологических организаций, которые на том же заседании подкомиссии ИМО требуют запретить использование тяжелого топлива в Арктике.
Ввиду этого на рынке появляются системы с закрытым контуром и гибридные скрубберы, позволяющие работать как в открытом, так и в закрытом режимах. Однако такие системы существенно дороже скрубберов с открытым контуром: на 50-80%. Это может снизить интерес судовладельцев к ним и еще более усугубить и без того непростую ситуацию на топливном и судоходном рынках.
Тем не менее, заказы на такие системы уже размещаются. Так, на днях Norwegian Cruise Line заказала проектирование и производство комплекта гибридных скрубберных установок для двух круизных лайнеров Norwegian Breakaway и Norwegian Getaway.
Однако очевидно, что гибридные и закрытые скрубберы – решение достаточно «нишевое» и экономически спорное. А вот что делать тем судам, которые уже оборудованы дорогостоящими системами с открытым контуром или находятся в стадии оборудования, вопрос открытый. Если такие скрубберы окончательно запретят, то это выведет с рынка огромное число судов, которые будут либо вновь переоборудоваться закрытыми и гибридными скрубберами, либо еще больше увеличат спрос на достаточно дефицитное низкосернистое топливо.
Виталий Чернов.