«Государственная политика, направленная на возрождение российского морского флота, повышение его конкурентоспособности на рынке морских транспортных услуг»
В условиях растущей конкуренции в мировой экономике, в том числе в транспортной сфере, а также с учетом требований ВТО, ГАТС и ОЭСР, период прямых протекционистских мер в условиях практически полной либерализации торговли и судоходства прошел, усилия большинства стран направлены на повышение конкурентоспособности национального транспорта. Конкуренция на транспорте переходит из области «сдерживания конкурентов» в область «борьбы на опережение».
Поэтому усиление контроля над транспортировкой российских товаров и увеличение доли участия в этом процессе российских судоходных компаний будет способствовать формированию рынка в пользу отечественных товаров, создавая преимущества в международной торговле с использованием наиболее простых инструментов: стоимость товара, приемлемый для клиентуры уровень фрахтовых ставок за перевозку товара, сроки поставки, надежность и качество поставки. В этой связи, очевидно, что возрождение российского морского флота и обеспечение его конкурентоспособности, а также активная поддержка в организации и осуществлении морских перевозок национальной внешнеторговой грузовой базы преимущественно отечественным флотом - сопряженные понятия.
На состоявшемся в мае 2007 г. в г. Мурманске совместном заседании президиума Государственного Совета и Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации Президент Российской Федерации, призывая повысить конкурентоспособность российского морского транспорта за счет согласованного развития всех составляющих отрасли, отметил, что морской транспорт – это особый, наиболее востребованный вид транспорта, выполняющий в мире почти 90% всех грузовых международных перевозок. В нашей стране с его участием осуществляется до 60% внешнеторгового оборота.
При этом Президент Российской Федерации обозначил основное направление деятельности федеральных органов исполнительной власти по восстановлению позиций российского морского флота и выводу его на передовые рубежи, соответствующие современным мировым стандартам: «Мы должны создавать все условия для поэтапного перехода судов под российский флаг. Такую работу надо начинать, не откладывая».
Для решения поставленных задач, с учетом усиления влияния государственной поддержки на условия функционирования национального транспорта в целом, мы исходим из того, что возрождение российского морского флота и обеспечение его конкурентоспособности должно строиться на основе следующих базовых параметров:
- создание налогового режима для российских судовладельцев, обеспечивающего условия поддержания конкурентоспособных фрахтовых ставок на мировом рынке транспортных услуг, поскольку уровень фрахтовых ставок стал по существу основным регулятором в конкурентной борьбе судоходных компаний за получение доступа к грузовой базе;
Возможно, имеется необходимость в принятии дополнительных нормативно-правовых и организационных решений по повышению эффективности Реестра, среди которых, в частности, предусмотреть дальнейшее снижение налоговой нагрузки на судоходные компании. (Так, например, в Германии судовладельцы получают 50-ти процентное снижение налога на доход корпорации, полученного от перевозок внешнеторговых грузов, суда под флагом Германии освобождены от уплаты налога на топливо)
- согласованного и оперативного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при возникновении необходимости решения вопросов морской отрасли и оперативного издания соответствующих нормативных правовых актов.
- реализация всех требований международных конвенций, касающихся безопасности мореплавания и технического состояния судов, так как предъявляемые требования со стороны контролирующих органов морских администраций иностранных государств о безусловном соблюдении предусмотренных в этих конвенциях жестких стандартов стали за последние годы существенным фактором в конкурентной борьбе стран развитого морского флота по допуску на рынок транспортных услуг;
- обновление флота, поскольку общепризнанно, что судно может считаться конкурентоспособным в возрасте до 12-15 лет с момента постройки;
- повышение качества подготовки кадров для морского флота, так как квалификационные требования к плавсоставу становятся определяющими в условиях интенсификации судоходства в целом и роста объема перевозок опасных грузов в частности.
Во исполнение Федерального закона от 20 декабря 2005 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов» Правительством Российской Федерации в 2007 году были приняты подготовленные Минтрансом России, направленные на обеспечение полноценного функционирования Российского международного реестра судов, следующие постановления:
- постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 448 «О порядке предоставления тарифной льготы в виде освобождения от обложения ввозной таможенной пошлиной судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов», предусматривающее предоставление судовладельцам преимущества в виде полного освобождения от уплаты ими таможенной пошлины в отношении судов, приобретенных за границей и зарегистрированных в установленном постановлением порядке в указанном реестре.
- постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 893 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2000 г. № 404» («О перевозках и буксировке в каботаже судами, плавающими под флагом иностранного государства»), устанавливающее случаи и порядок осуществления перевозок и буксировки в каботаже наряду с судами, плавающими под флагами иностранного государства, также и судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов.
Подготовлен и находится на согласовании проект приказа Минтранса России «Об утверждении положения о порядке выдачи разрешений на перевозку и буксировку в каботаже судами, плавающими под флагом иностранного государства, а также судами, зарегистрированными в Российском международном реестре судов».
Принят федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», предусматривающий в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре, страхование всякого имущественного интереса по выбору судовладельца как у российского, так и у иностранного страховщика.
На сегодняшний день в Российском международном реестре судов зарегистрировано 197 судна общим дедвейтом около 900 тысяч тонн. На начальном этапе функционирования Реестра в нем, в основном, регистрировались суда смешанного «река-море» плавания. В настоящее время наметилась тенденция регистрации в нем крупнотоннажных морских судов.
В частности, в Российском международном реестре зарегистрировали свои первые суда «Мурманское морское пароходство» и «Новороссийское морское пароходство», а также ОАО «Совкомфлот», зарегистрировавший под российским флагом вновь построенное судно – крупнотоннажный арктический танкер «Василий Динков» и планирующий зарегистрировать в порту Санкт-Петербург еще 4 танкера, заложенных на «Адмиралтейских верфях».
В этой связи, нам представляется, что главной задачей является не возврат старых судов под российский флаг, а привлечение новых, вновь построенных судов, с тем, чтобы суда под российским флагом воспринимались клиентурой морского транспорта эталоном качества и надежности. Безусловно, для достижения ощутимых результатов по привлечению такого флота под российский флаг потребуется определенное время. Опыт зарубежных стран показывает, что указанный процесс занимает не менее 3- 5 лет. Работа над совершенствованием функционирования Реестра находится под постоянным контролем и вниманием Минтранса России.
В процессе регистрации судов в Российском международном реестре оперативно выявляются отдельные проблемы, которые мы анализируем совместно с судовладельцами и разрабатываем меры по повышению эффективности Реестра. Так, например, как упоминалось ранее, Федеральный закон № 168-ФЗ предусматривает при импорте судов освобождение судовладельцев, зарегистрировавших свои суда в Реестре, от оплаты налога на добавленную стоимость и ввозной таможенной пошлины по импортируемым судам.
Для судов, построенных на российских судоверфях и регистрируемых в Реестре, предусматривается применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость. Вместе с тем, в случаях поставки для строящегося на российских судоверфях судна необходимого импортного комплектующего, технологического оборудования, аналоги которого не производятся на территории Российской Федерации, вышеупомянутые таможенные и налоговые льготы, установленные для импортируемых судов, не распространяются в отношении импортируемого оборудования.
В этой связи, Минтрансом России, в целях снижения стоимости строительства флота, подлежащего регистрации в Российском международном реестре судов (в том числе и за счет бюджетных инвестиций) подготовлено и направлено в Минпромэнерго России предложение о необходимости ускорения разработки и принятия федерального закона о внесении изменений в Налоговый и Таможенный кодексы Российской Федерации, а именно: дополнить статью 150 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 35 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», предусмотрев в них, что приобретаемые за рубежом для строительства флота на российских судоверфях необходимое комплектующее технологическое оборудование, специализированная техника, аналоги которых не производятся в Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), при ввозе на территорию Российской Федерации, освобождаются от уплаты НДС и ввозной таможенной пошлины.
Другой пример касается проблемы оплаты единого социального налога (ЕСН). В настоящее время при годовой зарплате моряка до 280 тыс. рублей действует максимальная (эффективная) ставка ЕСН в размере 26%, до 600 тыс. рублей – 10%, более 600 тыс. рублей – 2%. Простые арифметические расчеты показывают, что при ежемесячной зарплате моряка в 50 тысяч рублей вполне вероятно выйти на 2-х процентный уровень ставки оплаты единого социального налога по итогам за год. Поэтому мы хотели бы услышать мнение судоходных компаний по данному вопросу.
Подводя итог вышесказанному, хотел бы отметить, что реализация целей, поставленных при создании Российского международного реестра судов - задача системная и ее решение будет способствовать росту и конкурентоспособности морского флота России и иметь мультипликативный эффект.