1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Рыба ловится с завода

24 сентября 2019   08:00

Рыба ловится с завода

В настоящее время, по данным Минпромторга, в России законтрактовано строительство более трех десятков рыбопромысловых судов. Предполагается, что к 2025 году будет построено свыше 120 рыболовных судов, что позволит обновить половину флота этого сегмента.

Тридцать три богатыря

По данным Минпромторга, в настоящее время в России законтрактовано строительство более трех десятков рыбопромысловых судов.


Крупнейшим является большой морозильный траулер (БМРТ) проекта 5670WSD «Виктор Гаврилов». Длина судна составит 121 м, ширина – 21,6 м, водоизмещение – около 13 тыс. тонн. На борту судна будут расположены орудия лова, рыбоперерабатывающая фабрика и морозильные трюмы для хранения готовой продукции. Судно строится по заказу Рыболовецкого колхоза имени Ленина (Петропавловск-Камчатский). Передача судна заказчику ожидается в 2023 году. Траулер строится на ПСЗ «Янтарь» (Калининград). Закладка состоялась 26 августа 2019 года.

Другими крупными законтрактованными судами являются большие морозильные траулеры проекта СТ-192.01, которые строятся на ПАО «Адмиралтейские верфи» для «Русской рыбопромышленной компании». К постройке планируется шесть таких судов в течение 2020-23 годов. Длина судна составит 108,5 м, ширина 21,5 м. Суда будут работать в Дальневосточном бассейне. Концепт-проект судна разработан норвежской компанией Skipteknisk, технический проект — «Морским инженерным бюро», рабочий проект — КБ «Вымпел». Траулеры проекта предназначены для промысла минтая и сельди с глубокой и безотходной переработкой улова на борту, а также для хранения и транспортировки продукции в порт. Судно рассчитано на вылов и переработку более 50 тыс. тонн рыбы в год, мощность по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью увеличена более чем в два раза по сравнению с имеющимися судами. Первый в серии большой морозильный рыболовный траулер проекта СТ-192 был заложен 23 января 2019 года, второй - 8 апреля 2019 года.

Третьими по размерениям идут средние морозильные траулеры проекта КMT01, которые в количестве четырех единиц должен построить ПАО «Выборгский судостроительный завод» в 2019-20 годах. Длина судна этого проекта составляет 86 м, ширина - 16 м. Суда будут работать в Северном бассейне. Головное судно данной серии «Баренцево море», спущенное на воду 5 декабря 2018 года, стало первым в истории полнокомплектным крупнотоннажным рыбопромысловым судном, построенным на верфи Российской Федерации. Каждое судно данного проекта будет оснащено современным траловым комплексом последнего поколения и фабрикой по переработке рыбы, что дает судну возможность обработки до 160 тонн сырца в сутки. Проект КМТ01 будет иметь ледовый класс Ice3 с усилением корпуса до класса Arc4. Установленная на борту автоматизированная фабрика и рыбомучная установка предназначена для выпуска филе, рыбьего жира, рыбной муки и консервов. Второе судно проекта было спущено на воду 17 мая 2019 года. Заказчик судов: АО «Архангельский траловый флот» (входит в Северо-Западный рыбопромышленный консорциум).

Далее следуют морозильные траулеры-процессоры длиной 81 м и шириной 16 м проекта 170701. Их планируется построить в течение 2020-22 годов на ПАО «Северная верфь» также в количестве шести единиц для Северного бассейна. 23 сентября 2019 года началась резка металла для четвертого траулера. Заказчик траулера -  АО «Мурманский губернский флот» (входит в Группу НОРЕБО). Траулеры предназначены для лова рыбы донными и пелагическими тралами, ее полной переработки и хранения на судне. Многофункциональная современная рыбоперерабатывающая фабрика, устанавливаемая на траулеры, позволит производить замороженное в море филе и другие виды рыбной продукции, а также  консервы из печени трески, рыбную муку и другие субпродукты.

Чуть менее крупными будут средние морозильные траулеры проектов КМТ02.01, КМТ02.02, КМТ02.03 длиной 80,4 м и шириной 15,4 м. Они строятся на ПАО «Выборгский судостроительный завод» в количестве четырех единиц. Суда должны быть построены в течение 2019-22 годов. Основное назначение судна: добыча способом траления донных/морских пород рыбы и креветок, производство замороженной в море продукции, с обработкой улова непосредственно на борту судна. Головное судно проекта КМТ02 «Норд Пилигрим» по заказу одноименной компании было заложено 16 января 2018 года, спущено на воду 3 сентября 2019 года. Второе судно проекта «Юрий Маточкин» заложено 1 ноября 2018 года.

На независимом судостроительном заводе «Пелла» в Ленинградской области строятся три средних морозильных траулера проекта 03095 по заказу группы компаний «Мурмансельдь 2» длиной 69,9 м, шириной 13,5 м для работы в Северном бассейне. Четыре судна проекта должны быть построены в течение 2020-22 годов. Закладка двух судов – головного и первого серийного – состоялась в сентябре 2017 года. Головной траулер «Андромеда» был спущен на воду в апреле 2019 года и готовится к досрочной сдаче заказчику. Первый серийный траулер был спущен на воду 16 сентября 2019 года. Траулер проекта 03095 предназначен для ловли рыбы и обработки улова на борту. Объектами лова являются донные виды рыб. Треска и пикша обезглавливаются, потрошатся и замораживаются в девяти вертикальных плиточных морозильных аппаратах. Судно имеет неограниченный район плавания и рассчитано на эксплуатацию в Южной и Северной Атлантике.

Также завод должен построить три средних морозильных траулера проекта 3090 длиной 61,04 м и шириной 12,7 м (срок постройки - 2020 год). Судно данного проекта предназначено для промысла рыбы донным и пелагическим тралами.

«Северная верфь» строит три ярусолова-процессора проекта MT 1112XL Longliner длиной 58,85 м и шириной 13 м. Суда должны быть построены в 2020 году. Ярусолов будет построен по заказу Рыболовецкой компании «Вирма» (входит в ГК «Карельский рыболовный флот»). Проект МТ1112XL характеризуется экономической эффективностью, щадящим подходом к морской экосистеме и повышенным качеством рыбной продукции. Судно будет оснащено автоматизированными линиями установки и выборки ярусов, оборудованием для глубокой и безотходной переработки улова.

АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» строит два средних траулера-сейнера проекта SK-3101R «Ленинец» длиной 50,6 м и шириной 12 м. Головное судно проекта - «Ленинец» было сдано заказчику 26 августа 2019 года. Заказчиком является Рыболовецкий колхоз им. Ленина. Проект кошелькового траулера-сейнера SK-3101R разработан норвежской компанией Skipskompetanse AS. Конструкция предусматривает работу донным и пелагическим тралами, снюрреводом и кошельковой сетью. Основная особенность судна – возможность хранения улова в танках с охлаждаемой морской водой (RSW).

Наконец, на АО «ССЗ «Вымпел» строится малый рефрижераторный траулер проекта МРТР-30 длиной 35,4 м и шириной 8,4 м для Северного бассейна. Суда проектов МРТР 30 и МРТР 35 спроектированы для замены физически и морально устаревших судов типа «Балтика» и «Лаукува» и предназначены для вылова рыбы донными и пелагическими тралами, обработки рыбы и доставки ее на берег в свежем и охлажденном виде. Новые суда имеют улучшенные характеристики и современное оборудование. Также появилась возможность установки дополнительного оборудования, позволяющего обрабатывать рыбу по принципу полного безотходного цикла. Кроме того, улучшены внутренние жилые помещения судов, что позволит команде работать в современных условиях.

Таким образом можно констатировать, что первые шаги в направлении массового обновления рыбопромыслового флота были сделаны.

Отметим, что с 2017 года, в соответствии с законом о рыболовстве, действует новый вид государственной поддержки привлечения инвестиций в отрасль – квоты на инвестиционные цели. С помощью инвестквот планируется построить более 40 крупных судов и свыше 20 заводов, таким образом будет обновлено около 65% мощности флота на Северном бассейне и 25-30% для Дальнего Востока. В совокупности с новыми рыбоперебатывающими заводами это позволит нарастить долю продукции с высокой добавленной стоимостью до 40% в общей структуре производства. Кроме того, разрабатывается дополнительная мера господдержки – субсидирование капитальных затрат на строительство среднетоннажного и малотоннажного флота.

Таким образом, уже к 2025 году можно будет построить свыше 120 судов всех размерений, тем самым обновив 50% мощностей флота.


«Отрасль необходимо было встряхнуть. Благодаря инвестквотам и другим мерам господдержки, в ближайшие пять лет инвестиции в обновление мощностей составят около 300 млрд руб., будут построены рыбоперерабатывающие предприятия, повысится экономическая эффективность добычи, появятся новые рабочие места. До этого не было никакого механизма для привлечения таких инвестиций, все, что было в отрасли – покупка старого флота и его модернизация», - констатировал заместитель министра сельского хозяйства России – руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков на сессии «Инвестиции в рыбную отрасль: что получилось и что делать дальше» в рамках деловой программы V Восточного экономического форума (ВЭФ).

Тем не менее, рыбопромысловые суда в России, в основном, строятся по проектам, разработанным иностранными проектными бюро. По мнению экспертов отрасли, данные проекты зачастую перегружены по своему функционалу, что повышает их стоимость.


Как ранее прокомментировал ИАА «ПортНьюс» заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук, тенденция локализации в части проектирования все же имеется. «Рассматриваем возможность перехода к следующему этапу, когда некоторые требования можно будет ужесточить»,  - сказал Петр Савчук.

Он также отметил, что уровень локализации судового комплектующего оборудования (СКО) при строительстве рыболовных судов в России достигает 40% и имеет тенденцию к росту. С полным текстом интервью можно ознакомиться на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>

Виталий Чернов.