Финские железные дороги – VR Group – объявили об итогах работы за прошлый год. Увеличение прибыли и оборота компании происходит на фоне беспрецедентного падения железнодорожных перевозок между Россией и Финляндией на 20%, что связано, в первую очередь, с уменьшением перевозок круглого леса. Также уменьшился и транзит грузов по железной дороге, несмотря на рост объемов транзитных грузов в финских портах.
Чистая прибыль VR Group в 2007 году составила 66,4 млн. евро, что на 5% больше показателей прошлого года, операционная прибыль возросла с 85,2 млн. евро до 87,1 млн. евро. Как отмечают в VR Group, это лучший показатель по чистой прибыли, который компания получила в этом десятилетии, при этом улучшение финансового положения произошло в основном за счет роста пассажирских перевозок. Всего было перевезено 66,7 млн. пассажиров, из них 12,9 млн. пассажиров совершили поездки на дальние расстояния. Значительно возрос пассажиропоток между Россией и Финляндией, практически достигнув 400 тыс. человек, что на 18,4% больше 2006 года.
Грузовые перевозки не демонстрируют таких положительных результатов. В 2007 году VR Cargo сократило объемы перевозок на 8% до 40,3 млн. тонн, при этом внутренние перевозки незначительно выросли – с 26 млн. тонн до 26,2 млн. тонн, то международные грузовые перевозки сократились на 20% до 14,1 млн. тонн. Наиболее значительную долю международных грузовых перевозок составляет железнодорожное сообщение между Россией и Финляндией – 13,5 млн. тонн. Как отмечают в VR Cargo, по итогам 2007 года импорт по железной дороге из России сократился на 20% по сравнению с прошлым годом. Около 40% из общего объема перевозок между странами составляет экспорт из России круглого леса, еще 40% - продукция химической промышленности, и практически все остальное – продукты металлургической промышленности. При этом экспорт круглого леса в Финляндию сократился более чем на 30%.
По оценкам экспертов, экспорт круглого леса становится невыгодным в связи с повышением таможенных пошлин. Так, с 1 июля 2007 года ставка экспортной пошлины возросла сразу с 6,5% до 20% от таможенной стоимости товара (но не меньше 10 евро за кубометр), с 1 апреля 2008 года – до 25% (но не меньше 15 евро за кубометр), а с 2009 года планируется установить пошлину в размере 80%, что фактически ставит крест на бизнесе по экспорту круглого леса. Между тем, Финляндия импортирует из России около 20% необходимого ей леса, в связи с чем в конце марта премьер-министр Финляндии Матти Ванханен обратился к премьер-министру РФ Виктору Зубкову с просьбой пересмотреть решение о повышении пошлин.
Наряду с объемом экспортных перевозок, сократился и объем перевозок транзитных грузов по железной дороге. По итогам 2007 года он составил 3,5 млн. тонн, что на 16,4% меньше показателей 2006 года. При этом известно, что значительный поток транзитных грузов идет через порты Финляндии в Россию. Например, по данным Минтраса Финляндии, количество автомобилей, пришедших в Россию через три финских порта Котка, Ханко и Турку в 2007 году составил 719 тыс. автомобилей, что на 38% больше, чем в 2006 году. Однако практически все автомобили перевозятся в Россию автотранспортом, это же относится и к перевозкам других типов грузов.
Отметим, что в целом транзит грузов через порты Финляндии в этом году сократился на 3% до 6,2 млн. тонн. Однако объем транзитных грузов, которые приходят в порты Финляндии растет – в 2007 году он вырос почти на 10% до 2,86 млн. тонн, а именно эти грузы чаще всего идут в Россию. Объем перевалки импортных транзитных контейнеров в портах Финляндии вырос на 25% до 347 тыс. TEU. Как отмечал в прошлом году гендиректор VR Group Хенри Куйтунен, объемы ежегодных перевозок контейнеров из Финляндии в Россию составляют порядка 90 тыс. TEU или около четверти от всех транзитных контейнеров.
Для того, чтобы увеличить объемы перевозок контейнеров по железной дороге, в прошлом году было создано совместное предприятие ОАО «Трансконтейнер» и VR Group - Oy TransContainer Scandinavia Ltd. СП запустило контейнерный поезд «Северное Сияние.
За последние несколько лет российские компании неоднократно пытались организовать регулярные контейнерные поезда между Финляндией и Москвой как альтернативу автомобильным перевозкам. Однако основной причиной нерентабельности подобных проектов в настоящее время является отсутствие обратного трафика – если из портов Финляндии контейнеры идут загруженными, то обратного потока грузов просто нет, и такой дисбаланс оказывает значительное влияние на конкурентоспособность железнодорожных перевозок. Также причинами нерентабельности являлись высокие тарифы на перевозку и сложные таможенные процедуры. Единственная возможность сделать железные дороги более конкурентоспособными – обеспечить регулярность сервиса. Однако до сих пор железная дорога продолжает проигрывать автоперевозчикам по мобильности и удобству обеспечения доставки грузов, несмотря на пробки на границе.
Последней попыткой организации контейнерного поезда стал проект Дальневосточной транспортной группы (ДВТГ) по отправке вместе с VR Group двух контейнерных поездов по маршруту Котка (Финляндия) – Тучково (Подмосковье), что стало возможно после установки Федеральной службы по тарифам исключительного железнодорожного тарифа на 2008 год. Отметим, что для «Северного сияния» также был введен льготный тариф, но пока грузовые партии формируются в среднем два раза в месяц. В ДВТГ надеются, что наличие партнера – компании LG – позволит сделать этот сервис регулярным, так как вся схема создавалась именно для поставки комплектующих на завод в Рузе, которые сначала следуют морем из Южной Кореи в Финляндию, а затем по железной дороге в Московскую область. В данном случае, наличие обратного трафика, полагают в ДВТГ, не имеет принципиального значения.
Мария Мокейчева