Почти два века порт Новороссийск олицетворяет мощь и силу отечественной морской индустрии. В день 180-летнего юбилея учреждения Службы капитана над портом Новороссийск руководитель Администрации морских портов Черного моря Владимир Владимирович Ерыгин ответил на вопросы ИАА «ПортНьюс».
- Владимир Владимирович, от издания «ПортНьюс» и от себя лично я поздравляю Вас, капитана морского порта Новороссийск Евгения Владимировича Тузинкевича и весь коллектив Службы капитана морского порта Новороссийск и Администрации морских портов Черного моря со славным событием - 180-летним юбилеем учреждения Службы капитана над портом Новороссийск.
- Большое спасибо за поздравление. Российское судоходство и морская отрасль России всегда были сильны своими традициями, способностью из века в век накапливать и передавать профессиональный опыт.
На ум приходит знаменитое изречение Михаила Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». И мы в Новороссийске помним и чтим тех людей, кто стоял у истоков основания славного порта Новороссийск и создания Службы капитана над ним.
В том далёком 1839 году начальником Черноморской береговой линии генерал-лейтенантом Н.Н. Раевским было произведено обращение к главному командиру Черноморского флота и портов вице-адмиралу М.П. Лазареву с просьбой назначить морского начальника над портом Новороссийск, с тем, чтобы обеспечить порядок и надлежащий контроль за использованием портового имущества, за ведением регистрации торговых сделок, за состоянием военной пристани.
Вице-адмирал М.П. Лазарев поддержал генерал-лейтенанта Н.Н. Раевского и направил в военное министерство в Санкт-Петербург свое предложение о назначении капитана над портом Новороссийск. Рассмотрев это предложение, военное министерство одобрило его, о чем М.П. Лазарева уведомил князь А.С. Меншиков, как бывший начальник главного морского штаба.
Своим рапортом от 20 мая 1839 года вице-адмирал Лазарев И.П. доложил князю А.С. Меншикову о назначении первого капитана над портом Новороссийск капитана 2-го ранга Якимова.
Что примечательно, должностную инструкцию для капитана над портом Новороссийск писал лично генерал-лейтенант Н.Н. Раевский, указав в ней обязанность капитана над портом обеспечения безопасности стоящих на рейде и в порту судов, снабжения их провизией и водой, ведения реестров учета торгового мореплавания и поддержания военной пристани в надлежащем состоянии.
Прошло 180 лет, многое менялось в жизни нашего государства и флота, но одно осталось неизменным – функция капитана морского порта, обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морском порту.
- Владимир Владимирович, не могу не спросить о сегодняшнем дне, о планах развития портовой инфраструктуры морского порта Новороссийск и всех российских портов Черного моря, находящихся в зоне Вашей ответственности.
- В зону ответственности Администрации морских портов Черного моря входят 11 черноморских портов: Сочи, Туапсе, Геленджик, Новороссийск, Анапа, Тамань, Керчь, Феодосия, Ялта, Севастополь и Евпатория.
Географическое положение данных портов, которые находятся на пересечении мировых торговых путей и через которые проходят несколько транспортных коридоров, определяет важную роль морских портовых комплексов в решении задач, поставленных государством и бизнесом, по прохождению через них значительного экспортно-импортного грузопотока.
В силу указанного, в настоящее время практически все порты в Черноморском регионе либо находятся в стадии развития и модернизации портовой инфраструктуры, либо имеют соответствующие планы, подтвержденные поданными в Росморречфлот декларациями о намерениях инвестирования в строительство.
Так, в частности, в морском порту Новороссийск в настоящее время проводится реконструкция причала №3 нефтегавани Шесхарис, капитальный ремонт причала №16 ПАО «НМТП», ремонт тылового сопряжение причала №9 ПАО «НМТП». Завершено строительство причала №38 ООО «Контейнерный терминал НУТЭП».
В планах проведение в морском порту Новороссийск:
- строительства Морского терминала по перегрузке навалочных грузов в контейнерах и металлогрузов с грузооборотом 3,2 млн тонн в год;
- реконструкции Зернового терминала ПАО «Новороссийский Комбинат Хлебопродуктов», с целью увеличения размерений расчетных судов;
- реконструкции Зернового терминала ООО «Новороссийский зерновой терминал», с целью увеличения перевалки зерна на 2,0 млн тонн в год;
- реконструкции Зернового терминала «КСК», с целью увеличения мощности зернового терминала с 2,5 млн до 4 млн тонн в год;
- реконструкции Перегрузочного комплекса АО «Новорослесэкспорт», с целью увеличения грузооборота до 2,085 млн тонн в год;
- реконструкции Специализированного комплекса перегрузки навалочных грузов АО «НСРЗ», с целью увеличения мощности перевалки до 10 млн тонн в год;
- реконструкции Специализированного контейнерного терминала ПАО «НМТП», с целью увеличения перевалки контейнеров до 300 тыс. ТЕUs в год;
- реконструкции Терминала генеральных грузов ПАО «НМТП», с целью перевалки цветных металлов;
- строительства нефтеперевалочного терминала ООО «Черноморский перевалочный комплекс» на мысе Пенай, с проектной мощностью 11 млн тонн нефтепродуктов в год.
Расположенный на Таманском полуострове морской порт Тамань, благодаря активно возводимым на его территории объектам портовой инфраструктуры, становится одним из значимых южных логистических узлов.
В настоящее время ООО «ОТЭКО-Портсервис» осуществляется строительство Терминала навалочных грузов с пропускной способностью перевалки 35 млн тонн в год. Через данный терминал планируется перегружать серу, полезные руды, уголь и минеральные удобрения.
В рамках реализации распоряжения правительства РФ от 7 сентября 2013 №1604 планируется расширение морского порта Тамань за счет включения в его границы земельных участков, расположенных в районе мыса Тузла, а также создаваемых искусственных земельных участков, на которых планируется размещение сухогрузного района порта мощностью 93,8 млн тонн в год.
В морском порту Туапсе планируется:
- в целях увеличения грузооборота перевалки минеральных удобрений на 2,5 млн тонн в год строительство к 2022 году нового причала №6Б ОАО «Туапсинский балкерный терминал»;
- в целях увеличение грузооборота на 1 млн тонн в год проведение к 2021 году реконструкции объекта «Акватория порта Туапсе» в части увеличения глубин, для обработки судов с большей осадкой более 12 метров у причалов №№ 9, 10, 11 АО «ТМТП»;
- реконструкция (удлинение) к 2022 году Юго-Восточного (Первомайского) волнолома, с целью обеспечения благоприятных условий для безопасной стоянки танкеров у причалов № 1а, 1б ООО «РН-Морской терминал Туапсе».
Нельзя не отметить и существующие планы развития морских портов Крыма, которые предполагают создание новых портовых сооружений и объектов сухопутной инфраструктуры, существенную модернизацию причалов и производственных мощностей морских портов, проведение дноуглубительных работ. Реализация данных планов позволит улучшить технологические возможности портов и в целом их привлекательность.
Вышеуказанные мероприятия нашли свое отражение в федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденной постановлением правительства РФ от 11 августа 2014 года №790.
Стоит отметить, что активное развитие портовой инфраструктуры привносит в деятельность морских портов дополнительные риски, которые портовые власти, в лице служб капитанов морских портов, должны учитывать и быть готовыми к своевременному, в рамках своей компетенции, реагированию.
- Владимир Владимирович, в числе объектов развития портовой инфраструктуры вы назвали и объекты по перевалке контейнеров в морском порту Новороссийск. Можно поподробнее рассказать об этом?
- На протяжении последних лет отмечается общемировой тренд увеличения роста контейнерных перевозок. Рост внешней торговли, особенно импорта, положительно сказался и на динамике контейнерооборота и в портах России.
В этой связи хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность в порту, реализуют проекты по увеличению пропускной способности контейнерных терминалов.
В частности, в текущем году ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП» завершил в морском порту Новороссийск строительство причала №38. Реализация данного проекта позволит повысить пропускную способность терминала с существующих 350 тыс. TEUs до 700 тыс. TEUs.
В апреле 2019 года на причал №38 было доставлено и смонтировано технологическое оборудование: три причальных крана судно-берег (STS), четыре козловых контейнерных крана (RTG) и два ричстакера.
Новые причальные краны судно-берег (STS) с колеей 18 м, вылетом консоли 54 м и высотой подъема над уровнем причала 40 м – самые большие на российском побережье Чёрного моря, способны обрабатывать суда до 10 тыс. TEUs.
- По имеющейся у нас информации, в текущем году судозаходы и грузооборот порта Новороссийск сокращаются. С чем это связано?
- Морской порт Новороссийск экспортирует грузы более чем в 100 стран мира. Основными видами грузов являются сырая нефть и нефтепродукты, зерновые грузы, металлопродукция, уголь, удобрения, пиломатериалы, грузы в контейнерах.
Действительно, в текущем году, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, мы видим снижение как судозаходов, так и объемов обрабатываемых грузов в морском порту Новороссийск. На сегодняшний день количество судов, пришедших в порт Новороссийск с начала года, составляет 1872 судна, что на 265 судов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. С начала года через морской порт Новороссийск было перевезено 57,4 млн тонн грузов, что на 1,7 млн тонн меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года.
На данную ситуацию может влиять множество факторов. Это потребности и коньюктура рынков, и проводимые реконструкция и модернизация причалов и грузового оборудования, и, конечно, сложные погодные условия в порту Новороссийск, особенно в осенне-зимний период. Так, с начала текущего года по настоящее время штормовое предупреждение в морском порту и прилегающему к порту морскому району действовало в течение 48 дней. Для сравнения, в 2018 году этот показатель за аналогичный период времени составил лишь 35 дней.
Вместе с тем мы с оптимизмом смотрим в будущее, поскольку, как я говорил ранее, организациями и компаниями декларируются намерения о строительстве и масштабной реконструкции в морском порту Новороссийск терминалов и причалов, что перспективно увеличит возможности порта по перевалке грузов и объем грузооборота.
- Каковы перспективы развития круизного, пассажирского и паромного судоходства в Черноморском регионе России?
- В текущем году с 12 мая выходом из морского порта Сочи возобновлено регулярное морское круизное сообщение по маршруту Сочи – Новороссийск – Ялта – Севастополь – Сочи на лайнере «Князь Владимир». Это пока единственное круизное направление в Черноморском регионе России.
1 августа 2018 года было открыто пассажирское сообщение между Севастополем и Ялтой новым судном на подводных крыльях типа «Комета 120М». По информации компании «Морские скоростные пассажирские перевозки», занимающейся эксплуатацией судна, сообщение по указанному маршруту возобновится с 25 мая и продлится до 31 сентября.
В августе текущего года компания «Морские скоростные пассажирские перевозки» планирует ввести в эксплуатацию два идентичных судна на подводных крыльях с постановкой на маршруты Ялта – Севастополь и Ялта – Феодосия. В настоящее время строительство судов завершается на верфи судостроительного завода «Вымпел» в г. Рыбинск.
В среднесрочной перспективе есть планы по расширению маршрутов. В настоящее время заинтересованными сторонами рассматриваются варианты маршрутов Анапа – Геленджик - Сочи, Новороссийск - Сочи, Ялта - Феодосия – Анапа, также в перспективе возможно открытие маршрута Сочи – Сухум (Абхазия).
1 июня 2019 года планируется открытие пассажирского сообщения судами на подводных крыльях типа «Комета» на линии Сочи – Батуми (Грузия).
Что касается паромного сообщения, то в настоящее время лишь морским портом Туапсе осуществляется прием паромных судов типа Ro-Ro с плодоовощной продукцией из порта Самсун (Турция).
В морском порту Сочи прорабатывается программа открытия паромного сообщения между морскими портами Сочи и Самсун (Турция) для доставки овощей и фруктов судами типа Ro-Ro, а также паромного сообщения между портами Сочи и Трабзон (Турция) для перевозки пассажиров и легкового автотранспорта судами типа FERRY.
Морские порты Новороссийск, Керчь, Феодосия, Севастополь и Евпатория имеют все необходимые возможности для приемки паромов.
- Применяются ли инновационные технологии в деятельности Администрации морских портов Черного моря?
- Современные реалии диктуют нам необходимость применения инновационных подходов при выполнении целей и задач, поставленных перед нашем учреждением, которое вполне может считаться одним из лидеров в этом направлении. И новейшая история деятельности Администрации морских портов Черного моря это подтверждает.
Так, для примера, в 2008 году для контроля нелегальных сбросов с судов нефтесодержащих вод наше учреждение на базе Службы капитана морского порта Новороссийск первым в России успешно внедрило программу мониторинга нефтяных загрязнений в Черном море. Идентификация судов, вероятно причастных к загрязнениям, осуществляется путем совмещения спутниковых космических снимков с картой движения судов по данным системы автоматизированной идентификации судов (АИС).
Реализацией программы спутникового контроля нелегальных сбросов с судов достигнут мощный дисциплинирующий эффект, последовавший после расследования ряда эпизодов причастности судов к загрязнению на подходных путях к морским портам Новороссийск, Туапсе и Тамань, уведомления об инцидентах судовладельцев и администраций государств флага, а также публикаций об инцидентах в средствах массовой информации.
В период 2005-2010 годов Администрацией морского порта Новороссийск (предыдущее название АМП Черного моря) первой в России была разработана и внедрена Комплексная система мониторинга морской безопасности морского порта Новороссийск, использующая высокотехнологичное оборудование, в том числе тепловизоры и лазерные дальномеры. Практическое применение показало высокую эффективность созданной системы обнаружения признаков угроз транспортной безопасности в акватории морского порта. Оборудование позволяет своевременно выявлять и реагировать на факты нарушения безопасности мореплавания, экологической безопасности, различных инцидентов, аварий и ЧС.
В дальнейшем данный пилотный проект был взят за основу при формировании «Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте», утверждённой распоряжением правительства РФ от 30.07.2010 № 1285-р, определяющей порядок оснащения морских портов современными инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ).
В настоящее время системами ИТСОТБ оборудованы все морские порты России, включая и порты Крымского полуострова.
Нельзя не отметить и проводимую АМП Черного моря политику цифровизациии и информатизации процессов своей деятельности. Службами капитанов морских портов успешно используются программные комплексы, позволяющие минимизировать сроки обработки и анализа информации, поступающей в адрес капитана порта, оперативно составлять графики движения и расстановки судов в порту с учетом обстановки, вести учет судозаходов, лоцманских заявок, грузов и иное.
- В последнее время мировой тенденцией является повышение экологичности работы портов. Предпринимаются ли какие-либо меры в этой части в портах АМП Черного моря?
- В настоящее время ФГБУ «АМП Черного моря», в рамках целей и задач, определенных действующим законодательством, а также «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной указом президента РФ от 19.04.2017 №176, в сфере экологической безопасности работы морских портов осуществляет деятельность по следующим направлениям.
Осуществляется разработка и реализация организационно-технической политики, направленной на предотвращение загрязнений окружающей среды в деятельности морских портов, подведомственных ФГБУ «АМП Черного моря».
Реализуются системы мер по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха при перевалке навалочных и наливных грузов в морских портах, применению технических средств пылеподавления при перевалке навалочных грузов, технологии возврата паров при погрузке нефтепродуктов на танкеры.
Как я указывал ранее, на постоянной основе осуществляется мониторинг нелегальных сбросов с судов с использованием космических технологий дистанционного обнаружения загрязнений моря и технических средств позиционирования судов для идентификации источников сбросов, а также принятие мер реагирования по выявленным инцидентам.
Обеспечивается контроль судов в рамках Черноморского меморандума о взаимопонимании о контроле судов государством порта, включая требования конвенционных норм по охране окружающей среды.
С участием специалистов Южного Научного центра РАН и Южного отделения института океанологии им. П.П. Ширшова РАН организован экосистемный мониторинг акваторий морских портов по гидробиологическим и химическим показателям, контролю биоразнообразия в местах сброса балластных вод.
Службами капитанов морских портов осуществляется контроль за организацией работы приемных сооружений для отходов, работами по очистке акваторий портов от плавающих загрязнений, за судами, затонувшими в зоне ответственности капитана порта, с организацией мероприятий по их удалению.
Организовано системное взаимодействие с федеральными, региональными и муниципальными органами исполнительной власти по вопросам экологической безопасности портовой деятельности.
ФГБУ «АМП Черного моря» принято участие в работе экспертной группы Комиссии по защите Черного моря от загрязнения и сотрудничеству в рамках Бухарестской конвенции по защите Черного моря. Деятельность учреждения отмечена медалью Черноморской комиссии «За выдающийся вклад в защиту Черного моря от загрязнения».
Также, для примера, хочу отметить новационный подход учреждения в вопросах повышения экологической безопасности работы морских портов. В морском порту Новороссийск – порту наиболее крупном, в котором сконцентрировано наибольшее количество рисков, Службой капитана морского порта Новороссийск разработана и внедрена «Концепция системного управления экологической безопасности в морском порту Новороссийск», устанавливающая концептуальный подход для достижения целей обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития портового комплекса.
Данная концепция отражает действующие механизмы применения инструментов функционального и процессного управления экологической безопасности риск-пула портового комплекса, отношения взаимодействия участников портовой деятельности в обеспечении нормативного уровня защищенности транспортного процесса, а также механизмы обеспечения работоспособности элементов функциональной подсистемы аварийного реагирования.
По результатам внедрения системного управления экологической безопасности статистика аварийных происшествий с разливами нефти в морском порту Новороссийск на протяжении последних 10 лет сохраняется на уровне единичных случаев незначительных по масштабу происшествий.
- Совсем недавно страна праздновала пятилетие исторического воссоединения Крыма с Россией. С весны 2014 года морские порты Керчь, Феодосия, Ялта, Севастополь и Евпатория входят в зону ответственности ФГБУ «АМП Черного моря». Какие Вы видите перспективы их развития?
- Стоит отметить, что потенциал крымских портов весьма велик. В силу объективных причин они не могут сегодня работать с полной загрузкой, но на перспективы их развития мы смотрим с оптимизмом.
Сегодня мы можем констатировать активное и динамичное развитие в крымских портах морских пассажирских перевозок. У Республики Крым есть серьезные планы по развитию яхтенной инфраструктуры морских портов.
Введение в конце 2019 года в эксплуатацию железнодорожной части Крымского моста может обеспечить дополнительную загрузку крымских портов как транзитных, способных обеспечить высокую пропускную способность экспортно-импортных грузов.
Сегодня вопросы восстановления загрузки морских портов Крымского полуострова активно обсуждаются на региональном и федеральном уровне. Всё это вселяет в нас уверенность, что в среднесрочной перспективе удастся привлечь в крымские порты грузопоток, достаточный для их стабильной загрузки, соотносящейся с имеющимися портовыми мощностями.
Беседовала Елена Снитко