В субботу президент ОАО «Газпром нефть» Александр Дюков подтвердил факт покупки компанией активов в порту Приморск. Он не назвал все компании, сообщив лишь, что среди них есть компания «Трансфлот». Ранее источник в администрации Ленинградской области сообщал «Интерфаксу», что «Газпром нефть» приобрела 7-8 компаний, владеющих третьим причалов в порту Приморск, который не принадлежит «Транснефти», в том числе ООО «Приморский торговый порт», «Петротранс Приморск», «Трансфлот» и ОАО «Морской торговый порт Приморск». Эти приобретения позволят компании осуществлять заправку судов топливом в порту Приморск. Напомним, что в октябре 2007 года было создано ООО «Газпромнефть Марин Бункер» - дочерняя компания» ОАО «Газпромнефть» - специально для работы на бункерном рынке. Первые операции по бункеровке проходили в петербургском порту в декабре 2007 года.
«Мы ставим задачу увеличить долю продаж конечным потребителям, - подчеркнул Александр Дюков, - заправка судов бункерным топливом – это такой же розничный бизнес». По его словам, развитие бункерного бизнеса – это одно из стратегических направлений развития компании. «Мы начали бункеровку в Санкт-Петербурге, Мурманске и на Дальнем Востоке, теперь мы бы хотели начать бункеровку и в Приморске».
В планах компании – довести к 2009 году объем продаж судового топлива до 1,5 млн. тонн в год, заняв к 2010 году 30% российского рынка бункеровки. Как отметил в интервью ИАА «Портньюс» исполнительный директор ООО «Газпромнефть Марин Бункер» Сергей Зеленский , приоритетными портами для первого этапа развития бункерного бизнеса «Газпром нефти» станут порты Северо-Запада, Дальнего Востока и Юга России. Именно в такой последовательности компания и планирует выходить на рынок. «Мы уверены, что в перспективе сможем создать собственную обширную бункерную сеть в российских портах, а также расширить свое присутствие на международном бункерном рынке», - подчеркнул господин Зеленский.
Порт Приморск является конечным звеном Балтийской трубопроводной системы. По данным ФГУП «Администрация морского порта Санкт-Петербург», в прошлом году в порту Приморск совершили судозаходы 740 танкеров, объем отгруженной нефти достиг 74,2 млн. тонн, что на 12% больше показателей 2006 года. Отметим, что сейчас рассматривается вопрос о строительстве второй ветки Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), в результате чего ее пропускная способность вырастет до 120 млн. тонн, соответственно возрастет и потребность в судовом топливе. По оценкам аналитического отдела ИАА «ПортНьюс», ежемесячный объем бункеровки в порту Приморск составляет порядка 20-30 тыс. тонн, а значит, ежегодный объем продаж может составить порядка 300 тыс. тонн, из которых на долю темного топлива приходится более 80%.
Отметим, что прошлый год ознаменовался выходом на бункерный рынок Петербурга двух вертикально интегрированных компаний – «Газпром нефть» и «Роснефть». В ближайшее время ожидается начало работы в данном сегменте и компании ТНК-ВР. По мнению президента Российской Ассоциации морских и речных бункеровщиков Виталия Ковалева, интерес нефтяных компаний к бункерному бизнесу наблюдается не только в России, но и в Европе, так как они стремятся довести свой продукт до конечного потребителя и полностью контролировать всю сбытовую цепочку. При этом к преимуществам крупных компаний относится финансовая мощь, зато независимые бункеровщики могут быть более гибкими.
Мария Мокейчева