Перевозка рыбы по Северному морскому пути – вопрос актуальный. Сейчас планируется задействовать для этих целей атомный лихтеровоз «Севморпуть». По мнению некоторых участников рынка, это не слишком целесообразно, а для кардинального решения проблемы необходимо строить новый флот. Соответствующие планы может рассмотреть Морская коллегия при правительстве РФ.
Атомная доставка
Как сообщалось ранее, модернизация атомного контейнеровоза-лихтеровоза «Севморпуть», построенного еще в 1988 году, завершится к 30 июня 2019 года. Судно уже сейчас имеет техническую возможность перевезти около 200 рефрижераторных контейнеров ISO-40, заявили представители Дирекции СМП Госкорпорации «Росатом». Ожидается, что 1 августа «Севморпуть» прибудет в порт Петропавловск-Камчатский для приемки грузов. Предполагается запланировать как минимум два «рыбных» рейса лихтеровоза по Северному морскому пути (СМП) на этот год.
В ближайшее время ФГУП «Атомфлот», входящий в Госкорпорацию «Росатом», представит данные о стоимости услуг. От рыбопромышленников рабочая группа ждет информации о планируемых объемах доставки – для того, чтобы спланировать рейсы.
«Мы должны до 30 марта сформировать план мероприятий. Коллеги из «Атомфлота» предоставят нам предложения по ценообразованию. И до 15 апреля нужно обсудить с рыбаками вопросы грузооборота», - пояснил заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам организации доставки рыбной продукции с Дальнего Востока в Центральные регионы России по Северному морскому пути.
В настоящее время в качестве основного пункта загрузки рассматривается терминал «Сероглазка» в Петропавловске-Камчатском, а в качестве пунктов доставки – порты Архангельск и Усть-Луга (Ленинградская область). Кроме того, проект транспортировки рыбы Северным морским путем получил поддержку Морской коллегии при правительстве Российской Федерации.
В 2018 году продукцию из тихоокеанских лососей с Дальнего Востока по Севморпути доставила компания «Доброфлот», крупную партию рыбы доставил холдинг «Норебо».
Рекомендованный объем вылова тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке России на 2019 год установлен в объеме 461 тыс. тонн. Данный показатель на 30% превышает объем вылова тихоокеанских лососей в 2017 году (351 тыс. тонн). Традиционно основным объектом промысла является горбуша, а ведущим районом промысла – Камчатка. Лососевая путина начинается на Дальнем Востоке с 1 июня и продолжается до ноября.
Что нам стоит рыбный флот построить
Между тем, Морская коллегия при правительстве России может рассмотреть альтернативный вариант перевозки рыбной продукции с Дальнего Востока в европейскую часть России по Северному морскому пути (Севморпути, СМП). Об этом проекте в ходе конференции Shippping 2019 в Москве рассказал член совета директоров АО «Югрефтрансфлот» Виктор Кот.
Источник в Морской коллегии подтвердил, что в коллегии знакомы с проектом.
Предложение состоит в том, чтобы включить в соответствующую федеральную целевую программу строительство судов с ледовым классом Arc4-Arc7 грузовместимостью 200-300 рефконтейнеров.
Как пояснил ИАА «ПортНьюс» Виктор Кот, необходимо строительство шести таких судов, которые могли бы доставлять рыбную продукцию из Петропавловск-Камчатского в Мурманск и другие порты с обратной загрузкой грузами для Северного завоза и другими. Расчетная себестоимость перевозки рыбы по такому маршруту составляет около 5,2 руб. за кг, при этом, по подсчетам компании, себестоимость альтернативного варианта перевозки южным морским маршрутом оценивается в 17 руб. за кг. В период летней навигации суда смогут ходить без ледокольной проводки.
В Росрыболовстве ИАА «ПортНьюс» при этом уточнили, что по имеющейся в ведомстве информации, в 2018 году стоимость доставки рыбной продукции из Владивостока до Москвы в высокий сезон по железной дороге составляла 15,5 руб. за кг. Стоимость доставки по Северному морскому пути составила 11 руб. за кг.
По мнению собеседника агентства, прорабатываемый сейчас вариант перевозки рыбы лихтеровозом «Севморпуть» не является оптимальным, поскольку данное судно слишком велико (его общая вместимость составлят 1336 TEUs), необходимого под него количества рефмощностей в портах Арктики нет, поэтому перевозка на нем не будет рентабельной.
Отметим, что лихтеровоз «Севморпуть» также задействован на доставке грузов для арктических проектов.
От себя добавим, что отечественная судостроительная промышленность нуждается в гарантированном серийном заказе, строительство шести контейнеровозов ледового класса будет способствовать ее выполнению. Вопрос заключается в финансировании, которое будет возможно привлечь на возвратной основе, например, в случае реализации государственной лизинговой программы.
Виталий Чернов