За последний год целый ряд компаний заявили о начале реализации масштабных инвестиционных проектов по развитию своих терминалов в петербургском порту. Однако полноценное развитие порта невозможно без развития портовой инфраструктуры, включая подходные морские пути, акваторию, а также причальные сооружения. Работы по поддержанию и ремонту этих объектов находятся в федеральном ведении.
Как рассказал на заседании Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга руководитель ФГУП «Росморпорт» Юрий Парфенов, в 2008 году запланировано выполнение проектных работ по различным объектам в объеме 100 млн. рублей, а главным направлением деятельности является реконструкция Санкт-Петербургского морского канала. «Это большое дело для развития порта и обеспечения безопасности мореплавания, - подчеркнул Юрий Парфенов, - поэтому в наших планах ему отдается особое значение». По его словам, заключен государственный контракт с ЗАО «ГТ Морстрой» на выполнение проектных работ по реконструкции подходных путей к петербургскому порту, которая будет включать несколько стадий.
До декабря 2008 года должно быть завершено обоснование инвестиций на таких объектах, как канал Кронштадтского корабельного фарватера, Санкт-Петербургский морской канал (включая подходы к причалам №3 и №4 Нефтяной гавани и №106 и №107 Угольной гавани), Корабельный канал, Ломоносовский канал с подходами к причалам ломоносовского грузового терминала.
Санкт-Петербургский морской канал является самым протяженным и глубоководным из всех подходных каналов к петербургскому порту. Он начинается во внутренней акватории морского торгового порта и заканчивается за островом Котлин, на котором расположен Кронштадт. Его длина 27 миль. По нему могут пройти суда с осадкой до 11 метров, длиной до 260 м и шириной до 40 м. Суда больших размеров (прежде всего нефтеналивные) обрабатываются на внешнем рейде. После разработки обоснования инвестиций реконструкции Санкт-Петербургского морского канала в 2008 году, в 2009 году планируется начать разработку проекта. «Начиная с 2009 года, планируется начало работ по реконструкции», – сообщил Юрий Парфенов, отметив, что предварительно объем работ представляется в размере 205 млн. рублей. После реконструкции канал сможет принимать суда с осадкой до 13 метров.
Одним из наиболее масштабных проектов в ближайшее время должен стать подходной канал к Бронке. Как рассказал Юрий Парфенов, работа по проектированию подходного канала к многофункциональному перегрузочному комплексу в Бронке с подходом к причалам завершена, и сейчас проект находится на согласование в надзорных органах и экспертизу. Начало строительства подходного канала планируется с началом летней навигации 2009 года, ориентировочная стоимость составляет 10 млрд. рублей, объем дноуглубительных работ – 19 млн. тонн.
Юрий Парфенов подчеркнул, что так как проектные работы 2008 года не охватывают все объекты федеральной собственности в порту, которые требуют реконструкции, необходимо также запланировать проектные работы на 2009 год в объеме 60 млн. рублей, включая разработку проекта по реконструкции причалов в рамках развития контейнерного терминала ОАО «Петролеспорт». На продолжение работ по реконструкции объектов федеральной собственности планируется до 2010 года включительно вложить дополнительно около 600 млн рублей.
Еще одно направление деятельности Санкт-Петербургского филиала ФГУП «Росморпорт» - создание объектов федеральной собственности на новом морском пассажирском терминале на Васильевском острове. В этом году, по словам Юрия Парфенова, планируется завершение строительства объектов федеральной собственности первого пускового комплекса и ввод их в эксплуатацию. В частности, планируется завершение дноуглубительных работ на Петровском фарватере, подходном канале и акватории с учетом дополнительных дноуглубительных работ на подходном канале до отметки 11 метров и на акватории пассажирского комплекса – до отметки 10,7 метров. Также, отметил Юрий Парфенов, в этом году должно завершиться создание первого пускового комплекса пункта пропуска через государственную границу. По его словам, управляющая компания «Морской фасад» в 2008 году планирует разработку проекта и строительство зданий берегового комплекса пассажирского терминала, включая относящиеся к частной собственности здания пункта пропуска через государственную границу, транспортную и инженерную инфраструктуру с вводом первого пускового комплекса в 2008 году.
Помимо конкретных работ, ФГУП «Росморпорт» в настоящее время занимается подготовкой предложений по корректировке генеральной схемы Большого порта Санкт-Петербург. Существующая сегодня генеральная схема Большого порта Санкт-Петербург была разработана в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21 марта 1998 года. 29 июня 2001 года она была утверждена приказом Министерства транспорта. «В настоящее время в связи с изменением грузовой базы, номенклатуры судов, строительством новых терминалов и необходимостью установления границ порта требуется корректировка схемы», - отметил Юрий Парфенов, сообщив, что приказом Федерального агентства морского и речного транспорта создана комиссия по перспективному развитию морских портов. Разработку предложений по перспективному развитию осуществляет ФГУП «Росморпорт».
Отметим, что с момента начала полноценной деятельности «Росморпорта» в январе 2005 года, вложения петербургского филиала в капитальный ремонт, реконструкцию и поддержание производственной деятельности составили около 14 млрд. рублей. Так, в 2005 году при объеме доходов филиала 2,9 млн. рублей, объем вложений порядка 3,5 млрд. рублей. В 2006 году при доходах филиала в 2,6 млрд. рублей, по этим же направлениям было затрачено 5,5 млрд. рублей, а в 2007 году – при доходах 2,7 млрд рублей было затрачено 4,7 млрд рублей.
Мария Мокейчева