Если большую часть 2018 года мировой танкерный рынок демонстрировал низкие уровни фрахтовых ставок, то в IV квартале наблюдалось его уверенное восстановление. По оценкам аналитиков, в ближайшие два года рынок будет иметь восходящий тренд благодаря устойчивому спросу на нефть и нефтепродукты, росту добычи нефти в США, хорошему балансу флота и регулированию ИМО. Развитие арктических проектов в России также создает большой спрос на танкерные перевозки, причем с преференциями для отечественных судов.
Восстановление неизбежно
На протяжении первых трех кварталов прошлого 2018 года мировой танкерный фрахтовый рынок держался на исторических минимумах по всем типоразмерам судов, однако в IV квартале наблюдался резкий рост ставок.
Так, если в сегменте VLCC спотовые ставки в течение первого полугодия 2018 года не превышали $11 тыс. в сутки, то к декабрю они уже превысили $48,6 тыс. В сегменте Suezmax в январе-августе максимальная ставка доходила до $9,4 тыс. в сутки, в декабре она составляла уже $44,1 тыс. В сегменте Aframax за январь-сентябрь ставка не поднималась выше $8,2 тыс., в декабре она достигла $39 тыс.
По оценке аналитиков Arctic Securities, в 2019-20 годах танкерный рынок ждет стабилизация и восходящий тренд, чему будут способствовать несколько факторов.
Во-первых, регулирование Международной морской организации, которым предусмотрено снижение допустимого уровня содержания серы в судовом топливе с 2020 года до 0,5%, приведет к росту спроса на нефть со стороны нефтеперерабатывающих заводов и увеличению объемов перевозок как нефти, так и нефтепродуктов по морю.
Кроме того, данное регулирование приведет к временному выводу из эксплуатации существенного количества танкеров для установки на них скрубберов, что также будет содействовать росту фрахтовых ставок. При этом, по оценкам классификационного общества DNV, к концу 2021 году около 14% танкеров сырой нефти будут оснащены скрубберами.
Во-вторых, добыча нефти в США также будет способствовать росту грузооборота морских перевозок, в том числе из-за увеличения средней дистанции поставки. Согласно прогнозам аналитиков консалтингового агентства Rystad Energy, добыча нефти в США в 2019 году вырастет на 1,3 тыс. баррелей в день и на 1 тыс. баррелей в день в 2020 году (при условии средней цены в $55 за баррель). В случае, если цены на нефть окажутся выше $55 за баррель, добыча в США будет расти еще быстрее. Американская нефть, в основном, поставляется в Азиатско-Тихоокеанский регион. Такой прирост добычи потребует дополнительно порядка 23 танкеров VLCC ежегодно.
В третьих, на фрахтовом танкерном рынке должна благоприятно отразиться ситуация с балансом списания старого и ввода нового танкерного флота. Портфель заказов на танкеры по перевозке сырой нефти составляет около 12% от действующего флота, на танкеры-продуктовозы около 8%. Это означает, что с учетом планов по списанию, чистый прирост тоннажа составит всего чуть более 1% в 2020 году.
Хорошие перспективы просматриваются и в сегменте морских перевозок сжиженного природного газа (СПГ). Объем мировой торговли СПГ за 2018 год вырос на 7,5%, а в связи с вводом новых мощностей СПГ в мире и в России в частности, можно ожидать еще более высокого прироста по итогам 2019 года. По оценкам аналитиков Arctic Securities, спрос на тоннаж СПГ-газовозов в мире в 2019 году вырастет на 17%, а в 2020 году - на 12%, при этом ожидаемый прирост соответствующего тоннажа ожидается на 10% в 2019 году и на 8% в 2020 году. Таким образом, в ближайшие два года спрос на перевозки СПГ будет превышать предложение, что приведет к повышению соответствующих фрахтовых ставок и даст хорошую прибыль соответствующим судоходным компаниям.
Своим, северным морским путем
Отметим в этой связи, что растет потребность в танкерном флоте и для российских нефтегазовых проектов. Так, под обеспечение перевозок в рамках проектов ПАО «НОВАТЭК» в Арктике в 2019 году в эксплуатацию на Севморпути должны быть введены шесть газовозов Arc7, семь конвенциональных судов-газовозов, два танкера для перевозок газового конденсата Arc7. В 2020 году должны начать работу на арктической магистрали еще 3 конвенциональных газовоза.
Помимо судов для «НОВАТЭКа» имеется потенциальная потребность в танкерах для ряда компаний, планирующих работать в Арктике: до десяти танкеров класса Arc7, конвенциональный танкер дедвейтом 150 тыс. тонн для АО «Нефтегазхолдинг»; семь судов ледового класса Arc7 и три Arc5 для ООО «Газпромнефть-Ямал».
Правительство России предпринимает шаги для того, чтобы данные суда работали под российским флагом и строились на территории России. В настоящее время Минпромторг прорабатывает критерии для определения российского происхождения судна.
Кроме того, с целью содействия развитию в России производства еобходимого судового оборудования и материалов, создан и работает Центр импортозамещения и локализации судового комплектующего оборудования ЦНИИ «Курс», который предоставляет заинтересованным предприятиям доступ к Единой электронной централизованной системе судового комплектующего оборудования >>>>
Виталий Чернов.