Новый угольный терминал порта Ванино в бухте Мучке откроют в декабре 2019 года. О технологических особенностях этого проекта ИАА «ПортНьюс» рассказал генеральный директор управляющей компании «ВаниноТрансУголь» Юрий Тямушкин.
- Юрий Руфович, ваш порт, рассчитанный на 24 млн тонн, будет вводиться в две очереди. Расскажите, пожалуйста, какие инвестиции уже осуществлены, какое оборудование заказано?
- Мы вложили в проект около 15 млрд руб. из запланированного объема инвестиций в 34 млрд руб. Еще примерно на 16 млрд руб. контракты уже заключены: подписаны договоры на поставку технологического оборудования, двух буксиров и прочее.
На данный момент завершены объекты внешней железнодорожной инфраструктуры, инфраструктуры внешней энергетики, построены внешние внутренние автомобильные дороги. В этом году мы не ожидаем ввода в эксплуатацию новых крупных объектов. Все они будут завершены в 2019 году, а в декабре мы должны запустить весь терминал.
В первый пусковой комплекс, мощностью 12 млн тонн в год, войдут железнодорожная станция, технологический комплекс, причальные сооружения, очистные сооружения, внутренние сети, отдельно стоящие производственные комплексы и пункт пропуска.
То есть, фактически вся инфраструктура порта.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее про перегрузочное оборудование порта?
- Все оборудование заказано еще год назад у компании Takraf. Первую поставку оборудования мы ожидаем в октябре 2018 года. Завершится поставка оборудования на строящийся терминал к сентябрю 2019 года. Поэтому с началаконца весны 2019 года мы войдем в активную будем активно вести монтажа перегрузочного оборудования.
Будут установлены два вагоноопрокидывателя, на 2 вагона каждый, два стакер-реклаймера, одна судопогрузочная машина, крытые галереи, пересыпные станции.
Вместе с проектировщиками и производителями оборудования мы изучили работу самых высокотехнологичных угольных терминалов в мире и опыт работы терминалов в России – Ростерминалугля, Дальтрансугля и Восточного Порта. Все самые лучшие последние технологии мы взяли себе, немного доработав.
Более того, мы посмотрели на мировые тенденции в нашей отрасли, изучив проект порта Циндао в Китае, который еще строится. Первая очередь порта составляет 100 млн тонн угля в год. Вторая очередь – еще 100 млн тонн угля. То есть, морской порт рассчитан на перевалку 200 млн тонн ежегодно! Это огромное количество стакеров и реклаймеров, судопогрузочных машин, склад - до горизонта!
Стоит отметить, что китайцы перевозят миллиард тонн угля в год с севера на юг по морю. Это внутренняя каботажная перевозка, но она осуществляется морскими судами, чтобы не загружать железную дорогу.
- Что вам дал китайский опыт? Удалось его перенять?
- Как известно, уголь – это массовый груз, который выгодно перевозить крупными балкерными судами. Фрахт крупнотоннажного судна для грузовладельца становится дешевле, ведь перевозится большой объем за меньшие деньги. Проектируя наш терминал в бухте Мучке, мы заложили максимальное расчетное судно грузоподъемностью 168 тыс. тонн.
Мы понимали, что большое судно надо очень быстро грузить. Оказалось, что лимитирующим по времени участком в этой технологии является не стакер или реклаймер, а судопогрузочная машина. Ее скорость, в свою очередь, сопряжена со скоростью реклаймера, который на нее подает уголь. Получается, что для загрузки большого судна нужна большая скорость.
В Китае мы увидели судопогрузочные машины производительностью до 16 тыс. тонн в час. Здесь все расчеты технологической линии ведут не от вагоноопрокидывателя, как это происходит в российских портах, а от судопогрузочной машины, которая с большой скоростью забрасывает уголь в трюм. В России на современных морских угольных терминалах вагоноопрокидыватель работает обычно со скоростью 3,5 тыс. тонн в час и синхронно ему настроена вся другая техника. СУЭК модернизировал свое оборудование на терминале «Дальтрансуголь», увеличив производительность до 4,5 тыс. тонн в час.
А мы заказали для своего терминала судопогрузочную машину производительностью 6 тыс. тонн в час. Она позволит загружать обычный балкер типа «панамакс» за 12 часов.
- Судно при такой скорости погрузки может перевернуться?
- Действительно, есть и «обратная сторона медали». При быстрой загрузке возникает вопрос балластировки судна, крена и дифферента. Балластными танками судно выравнивают. Но на многих судах производительность балластного насоса ниже, чем скорость судопогрузки. Чтобы успевать перекачивать балластную воду с борта на борт судно должно быть современным, иметь более эффективные балластные насосы и повышенную остойчивость.
И в этом есть своя специфика и ее надо учитывать.
- Достаточны ли глубины в Ванино для приема крупнотоннажных судов?
- Естественные глубины у нас хорошие, но, все равно, требуется дноуглубление. Недавно ФГУП «Росморпорт» объявил тендер на дноуглубление. Контракт будет подписан уже в текущем году, и сразу начнутся подготовительные работы.
- Вы сказали, что планируете создать свой портофлот?
- Да, мы подписали контракт с компанией DAMEN на поставку двух буксиров в сентябре 2019 года. Суда строятся на китайской верфи Damen.
- Хотелось бы спросить вас о грузовладельцах, которые привезут уголь на ваш терминал для экспортной перевалки. Это будет монопорт компании «Колмар» или найдется место другим грузоотправителям?
- Желающих осуществлять перевалку через наш порт уже сегодня достаточно много. У нас лежит около 5 заявок различных угольных компаний, которые хотят экспортировать уголь через бухту Мучке. В том числе, намерения использовать наш порт выразил монгольский бизнес, не имеющий своих портов для экспорта угля.
Но структура грузоотправителей, конечно, будет зависеть от нашей холдинговой компании «Колмара». Компания «Колмар» планирует поставлять весь проектный объем угля на наш терминал. Если наша «материнская» компания нас полностью не загрузит, то новый порт будет обслуживать и других клиентов.
Хотя, в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ) руководство компании «Колмар» сообщили, что через наш порт в Ванино они планируют экспортировать до 40 млн тонн. Это наше плановое задание. Так что, не исключено и дополнительное развитие проекта, после реализации второй очереди терминала и выхода на проектные 24 млн тонн в год.
Беседовала Надежда Малышева.
Ссылка по теме:
Генеральный директор Морского инженерного бюро Геннадий Егоров о погрузке балкеров навалочными грузами >>>>