1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Ни рыбы, ни порта: Мурманский морской рыбный порт и Нацрыбресурс в битве за причалы

6 сентября 2018   15:56

Ни рыбы, ни порта: Мурманский морской рыбный порт и Нацрыбресурс в битве за причалы


Вокруг причалов Мурманского морского рыбного порта разгорается конфликт. В ММРП считают, что позиция ФГУП «Нацрыбресурс» дезорганизует работу порта и приводит к взиманию двойной платы с его клиентов.

ФГУП «Нацрыбресурс», получившее на баланс гидротехнические сооружения Мурманского морского рыбного порта (ГТС), намерено оказывать судовладельцам услуги по предоставлению причалов.

В ММРП утверждают, что «Нацрыбресурс» уже берет за эти же причалы деньги с ММРП, который оказывает услуги по комплексному обслуживанию рыбопромысловых судов, включая предоставление стояночного места и швартовку. «Получается, что ФГУП старается продать один и тот же товар дважды», - говорят в ММРП. При этом в порту уверены, что рыбакам не нужна самостоятельная услуга стоянки, а гораздо важнее комплексное обслуживание судна – погрузо-разгрузочные работы, предоставление электропитания и воды, вывоз мусора, швартовка и прочее.

Нет статуса – нет действия

В ММРП считают, что «Нацрыбресурс» не имеет правовых оснований для оказания каких-либо услуг приходящим судам, поскольку ФГУП не внесён в перечень операторов морского терминала в морском порту Мурманск.

«Мурманский морской рыбный порт таким статусом обладает и, соответственно, только он может вести диспетчеризацию и расстановку судов, заходящих в порт для получения комплекса услуг на территории рыбного терминала», - пояснили свою позицию в стивидорной компании.

«Нацрыбресурс», как утверждают в ММРП, вообще не предоставил рыбному порту какие-либо документы, подтверждающие свое право на причалы.

«Его руководство апеллируют только к распоряжению Росимущества о передаче причалов ММРП в ведение ФГУП. Но оно не является документом, дающим право на дальнейшее распоряжение ГТС на праве хозяйственного ведения», - уверены в ММРП.

«Попытки «Нацрыбресурса» швартовать приходящие в порт суда, вмешиваться в переговоры с капитанами, не уведомлять о порядке захода или отхода судов происходят в зоне ответственности ММРП, вносят дезорганизацию в работу отлаженного механизма порта», - сетуют в порту.


А было ли соглашение?


В ММРП и «Нацрыбресурсе» также нет единого понимания того, имеется ли между ними действующее соглашение о пользовании причалами.

В ММРП утверждают, что соглашение между портом и «Нацрыбресурсом» подписано с 1 августа 2018.  

«Дело в том, что рыбный порт неоднократно обращался к новому владельцу ГТС с предложением об аренде на бесконкурсной основе, поскольку это приоритетное право ММРП, предоставленное пунктом 13 ст. 17.1 федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», где прямо говорится, что правопреемник приватизированного унитарного предприятия имеет право на аренду без конкурса, если неприватизированные активы технологически и функционально связаны с приватизированным имуществом, - прокомментировали в ММРП. -Увы, «Нацрыбресурс» эти обращения игнорировал, а разгружать суда с рыбой как-то надо. Поэтому 27 июля ММРП предложил федеральному предприятию пролонгировать февральское соглашение об организации и обеспечению неразрывности технологического процесса оказания услуг в порту Мурманск. И выслал проект «Нацрыбресурсу», слово в слово повторив формулировки, утвержденные этой организацией в минувшем феврале».

В порту сообщили, что 8 августа 2018 года руководство Мурманского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» полученное соглашение подписало, правда, приложив к нему протокол разногласий.

«Разногласия, в общем-то, всегда можно разрешить, в крайнем случае, в суде. Сути это не меняет, «Нацрыбресурс» причалы порту предоставил», - полагают в ММРП.

Услуга или аренда?

В ММРП отмечают, что предыдущее соглашение между ММРП и «Нацрыбресурсом», действовало с 6 февраля по 31 июля 2018 года.

«На самом деле, это был завуалированный договор аренды - пассивное предоставление имущества во временное владение и/или пользование. Порт пошёл тогда на это соглашение только потому, что, во-первых, оно носило временный характер. Во-вторых, ММРП несёт оговорённую в законе обязанность по непрерывному обслуживанию судов. Останавливать выгрузку рыбы, особенно в канун мойвенной путины, никто не хотел. Но обычный договор аренды был бы, безусловно, разумнее и законнее для всех сторон», - уверены в ММРП.

В ММРП полагают, что это ФГУП стало дополнительным звеном в цепочке «промысловики – порт - берег», причем существование такого звена ничем не оправдано и может спровоцировать рост цен на рыбную продукцию.

Швартовка отдельно, выгрузка отдельно

Недовольны в ММРП и предложениями «Нацрыбресурса» по новому соглашению.


«Редакция соглашения, предложенная «Нацрыбресурсом» с учётом протокола разногласий, разрывает единую систему обслуживания судов в порту. По мнению ФГУП, порт вправе использовать причалы только для погрузо-разгрузочных работ. А на себя «Нацрыбресурс» возлагает обязанности по швартовке судов и предоставлению места у причальной стенки. Тем самым ФГУП нарушает нормы действующего законодательства РФ, а также права и законные интересы АО «ММРП», как оператора морского терминала. Это приводит к невозможности исполнения портом своих обязательств перед третьими лицами по договорам на услуги по комплексному обслуживанию судов, а также лишает права эксплуатации совокупности объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов», - заявили в ММРП.

Песня о причалах

ММРП уже направил в Росрыболовство обращение с разъяснением, что соглашение по причалам в редакции «Нацрыбресурса» ведёт к дезорганизации работы порта и мешает непрерывности технологического процесса, в котором просит госорган «вернуть ФГУП в законодательное русло».

ИАА «ПортНьюс» удалось получить комментарий ФГУП «Нацрыбресурс»: «С 1 августа 2018 года услуги по предоставлению причальной стенки для стоянки судов, их швартовке и отшвартовке в морском порту Мурманск на принадлежащих ФГУП «Нацрыбресурс» причалах, оказываются Мурманским филиалом ФГУП «Нацрыбресурс» самостоятельно на основании ст. 294 ГК РФ.

Сотрудники предприятия, привлекаемые к производству работ на причалах, соответствуют установленным квалификационным требованиям. Таким образом, ФГУП «Нацрыбресурс», в ведении которого находятся причальные сооружения рыбного терминала Мурманского морского порта, согласно действующему законодательству является оператором морского терминала (причалов). Причем необходимо отметить, что момент возникновения статуса оператора морского терминала у ФГУП «Нацрыбресурс» не связан с фактом включения информации о предприятии в Реестр морских портов.

Предписанием Мурманской транспортной прокуратуры, полученным ФГУП «Нацрыбресурс» после проведённой проверки, установлено, что «в отсутствие Соглашения ни одна из сторон не имеет правовых оснований для использования объектов инфраструктуры противоположной стороны, т.е. АО «ММРП» не имеет правовых оснований на использование причалов».

В связи с вышеизложенным, ФГУП «Нацрыбресурс» констатирует факт, что использование АО «ММРП» причалов предприятия не имеет под собой правового основания.


Соглашение об организации и обеспечении непрерывности технологического процесса оказания соответствующих услуг в морском порту, предусмотренное с частью 2 статьи 16 Закона «О морских портах», между ФГУП «Нацрыбресурс» и АО «ММРП» на сегодняшний день не заключено, поскольку не достигнуто согласие по его существенным условиям: перечню услуг, оказываемых Сторонами пользователям, а также размеру и порядку оплаты за пользование гидротехническими сооружениями».

В ММРП, в свою очередь, считают, что они работают в силу закона и обязательств по договорам с рыбаками, обеспечивая непрерывность технологического процесса обработки грузов. И если из-за неурегулированности отношений с «Нацрыбресурсом» произойдет остановка работы рыбного терминала главным капитаном порта Мурманск, то это станет крайним проявлением той дезорганизации, которая из-за сложившейся ситуации вносится в отлаженный механизм обслуживания судов.

Остается лишь надеяться, что конфликт между ММРП и ФГУП «Нацрыбресурс» будет разрешен таким образом, дабы работа порта не была остановлена, а конечная рыбная продукция не подорожала.

Софья Винарова.