По итогам первого квартала 2018 года Черноморские контейнерные терминалы Румынии, Украины, России, Грузии и Болгарии перевалили 732 948 TEU, включая порожние контейнера, не считая трансшипмента, говорится в обзоре, предоставленным ИАА «ПортНьюс» компанией Informall BG.
В данном обзоре рассматриваются данные только по груженым контейнерам, которые были переработаны указанными странами в количестве 532 336 TEU. В результате, общий рост в регионе по груженым контейнерам в первом квартале 2018 года составил 14,42% по сравнению с первым кварталом 2017 года.
По итогам первого квартала 2018 года общий рост объема
груженых контейнеров в регионе составил 14,42%
Объемы Черноморского региона в первом квартале 2018 – первом квартале 2017 годов, груженые TEU
Если рассматривать каждую страну в отдельности, то очевидно, что рост по груженым контейнерам был зафиксирован во всех странах Черноморского региона. Наибольший рост по итогам первого квартала 2018 года показали Россия и Украина – 21,91% и 20,40% соответственно.
Объемы груженых контейнеров по странам, груженые TEU
1 кв. 2018 |
1 кв. 2017 |
Рост |
|
Россия |
157 087 |
128 850 |
21,91% |
Украина |
156 772 |
130 207 |
20,40% |
Румыния |
115 022 |
111 263 |
3,38% |
Грузия |
57 523 |
53 059 |
8,41% |
Болгария |
45 932 |
41 814 |
9,85% |
Всего |
532 336 |
465 193 |
14,42% |
Среди общего объема груженых контейнеров, обработанных регионом по итогам первого квартала 2018 года, 58,35% составляет импорт, 41,65% - экспорт. В целом распределение контейнеров в регионе на груженые и порожние оценивается как 72,63% к 27,37%.
58,35% в Черном море составляет импорт
По итогам первого квартала 2018 года по сравнению с первым кварталом 2017 года объем груженого экспорта из стран Черноморского региона увеличился на 3,08%. Украина показала рекордный рост экспортных объемов за период – 13,86%. Во всех странах региона, кроме Румынии и Грузии, наблюдался рост экспорта, в России и Болгарии он составил 8,11% и 3,35% соответственно. Что касается импорта в регион, то он увеличился на 24,20%, в основном за счет роста импорта в Россию на 30,33%. В Украине, Румынии и Болгарии наблюдался рост импорта – 26,90%, 21,74% и 17,84% соответственно, в то время как в Грузии объем импорта вырос на 14,03%.
В России рекордный рост импортных объемов за период – 30,33%
Таким образом, доли стран в общей переработке груженых контейнеров в первом квартале 2018 года распределились следующим образом: Россия – 29,51%, Украина – 29,45%, Румыния – 21,61%, Грузия – 10,81%, Болгария – 8,63%.
Доли стран Черноморского региона в общем объеме груженых контейнеров
По результатам общей переработки контейнеров по итогам первого квартала 2018 года по сравнению с первым кварталом 2017 года первая пятерка контейнерных терминалов региона не изменилась. DPW (Констанца) сохранил первое место, НУТЭП (Россия) укрепился на втором месте, APMT Поти (Грузия) и КТО (Одесса) почти синхронно нарастили объемы и заняли 3-е и 4-е места, НЛЭ (Россия) остался в пятерке крупнейших терминалов Черного моря. При этом все крупнейшие терминалы региона показали рост объемов переработки.
Доли Черноморских Терминалов по итогам первого квартала 2018 года
Что касается линейных операторов в рассматриваемом регионе, то по итогам первого квартала 2018 года состав лидеров изменился: Maersk Line, MSC, ARKAS, COSCO и СMA CGM. COSCO потеснил CMA CGM c 4-го на 5-е место. Maersk Line сохранил лидерство. В совокупности перечисленные линии контролируют на Черном Море 72,98% рынка в общем объеме груженых контейнеров.
MAERSK, MSC, ARKAS, COSCO и CMA CGM контролируют 72,98% рынка
Доли Линий Черного Моря в общем объеме груженых контейнеров по итогам первого квартала 2018 года
Общая доля рынка MAERSK и MSC по итогам первого квартала 2017 составляла 44,97%, тогда как в первом квартале 2018 она снизилась на 3,10 п.п. и составила 41,87%. Общая доля CMA CGM и COSCO в первом квартале 2017 составляла 17,61%, но уже в первом квартале 2018 она выросла на 2,32 п.п. и составила 19,93%. Стоит также отметить, что в первом квартале 2018 года, по сравнению с первым кварталом 2017 года, CMA CGM нарастил долю рынка на 0,07 п.п., в то время как COSCO нарастил долю рынка на 2,25 п.п., что позволило ему стать четвертым перевозчиком в Черноморском регионе. Hapag Lloyd поглотил UASC. HMM прекратил свою деятельность в Черном море.