Над Балтикой нависла «Звезда»
В конце 2017 года был принят закон, закрепляющий за судами под российским флагом перевозки грузов, погруженных на Северном морском пути, независимо от места их добычи. Данный закон будет способствовать локализации арктического судостроения в России и позволит загрузить отечественные предприятия соответствующими заказами.
«Появление этого закона — хороший сигнал для профильного бизнеса и судостроительной промышленности. Задача не просто повесить российский флаг, а сделать так, чтобы флаг и программа локализации судостроения заработали в связке», - прокомментировал закон заместитель министра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский.
Традиционно на арктическом судостроении специализировались предприятия, расположенные в Санкт-Петербурге и Ленобласти.
Балтийский завод и Адмиралтейские верфи
В январе 2018 года завершилась процедура реорганизации Балтийского завода: юридическое лицо ООО «Балтийский завод-Судостроение» присоединилось к АО «Балтийский завод», завершив, создание единого имущественного и производственного комплекса завода. Напомним, что «раздвоение» предприятия произошло из-за скандальной истории, связанной с Объединенной промышленной корпорацией Сергея Пугачева, ранее владевшей заводом. Тогда для сохранения трудового коллектива и компетенций в рамках Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) было создано ООО «Балтийский завод – Судостроение», в которое перешла большая часть работников ОАО «Балтийский завод». Новому юридическому лицу были переданы судостроительные и машиностроительные компетенции стратегического предприятия.
В ОСК отметили, что главным результатом реорганизации станет создание единого судостроительного центра АО «Балтийский завод», специализирующегося на строительстве судов и кораблей с атомной энергетической установкой, выпуске продукции машиностроения для надводных кораблей и подводных лодок по линии государственного оборонного заказа.
«Это позволит повысить эффективность объединенного предприятия как единого имущественно-производственного комплекса, создаст условия для его развития, включая программу модернизации его оснащения, структуры управления, повысит рыночную стоимость и снизит риски непроизводственных потерь, - отмечается в сообщении ОСК - Создание одной судостроительной компании АО «Балтийский завод» гарантирует выполнение заводом государственных заказов, а главное - участие завода в арктической программе».
В настоящее время на Балтийском заводе строится серия из трех атомных ледоколов ЛК-60 мощностью 60 МВт проекта 22220 («Арктика», «Сибирь» и «Урал») со сроками поставки 2017-2020 годы.
Головной атомоход «Арктика» был заложен на стапеле «А» Балтийского завода в ноябре 2013 года, спущен на воду 16 июня 2016 года. 26 мая 2015 года был заложен первый серийный ледокол проекта 22220 «Сибирь».
Ранее сообщалось, что головное судно серии планируется сдать в декабре 2017 года, два серийных – в 2018 и 2020 годах соответственно. Однако в июле 2017 года стало известно, что президентом России Владимиром Путиным принято решение о переносе сроков сдачи головного ледокола «Арктика». По данным из открытых источников, задержка в строительстве ледокола связана с поставкой турбин, которые должен был испытывать Харьковский турбинный завод, но после начала событий на Украине испытательный стенд пришлось строить на заводе «Киров-Энергомаш». Теперь в качестве срока сдачи судна называется 2019 год.
Строящийся дизель-электрический ледокол мощность. 25 МВт «Виктор Черномырдин» был передан с Балтийского завода в «Адмиралтейские верфи».
Строительство головного судна проекта 22600 «Виктор Черномырдин» началось в октябре 2012 года. Изначально передача ледокола заказчику - ФГУП «Росморпорт» - была запланирована на 2015 год. В апреле 2016 года на тот момент вице-президент ОСК по гражданскому судостроению Евгений Загородний заявил журналистам, что сдача ледокола намечена на 2016 год. Затем сообщалось, что Балтийский завод может сдать ледокол в конце 2017 года - начале 2018 года. По последним данным, сдача ледокола запланирована на осень 2018 года.
Северная верфь
Еще один крупный судостроительный завод Санкт-Петербурга - «Северная верфь». Как рассказали ИАА «ПортНьюс» в предприятии, здесь планируется провести модернизацию, которая позволит расширить линейку продукции до крупнотоннажных судов и кораблей. Сейчас производственные возможности верфи ограничиваются судами спусковой массой до 12 тыс. тонн, после модернизации заводских мощностей верфь сможет строить суда спусковой массой до 25 тыс. тонн, в том числе фрегаты нового поколения, десантные корабли, нефтеналивные танкеры, нефтегазодобывающие платформы.
Проект модернизации предусматривает реконструкцию ряда имеющихся производственных мощностей, строительство стапельной площадки с двухпролетным эллингом размером 250м х 140м х 75 м, установку мостовых кранов грузоподъемностью 350 тонн и современного передаточного оборудования на базе самоходных судовых поездов. В эллинге будут размещены производственные участки стапельного, достроечного и механомонтажного производства.
Модернизация верфи позволит рассматривать ее, в том числе, как потенциальную площадку для строительства будущего ледокола-лидера. Как рассказал ИАА «ПортНьюс» президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, технически строительство проектируемого атомного ледокола-лидера пока возможно лишь на заводе «Залив» (г. Феодосия, Республика Крым), где имеется стапель достаточных размеров. В случае успешной реализации данного проекта и если заказ на строительство такого ледокола будет передан в ОСК, то его строительство можно будет осуществлять также и на заводе «Северная верфь», где предполагают сосредоточить крупнотоннажное судостроение в рамках корпорации. Напомним, проектирование ледокола ведется Крыловским государственным научным центром и займет порядка трех лет. При этом разрабатываются разные варианты подобных судов мощностью от 60 до 120 мВт. По словам заместителя председателя правительства России Дмитрия Рогозина, России понадобится минимум три таких ледокола.
Выборгский судостроительный завод
Кроме того, ледоколы, а также суда рыболовного флота в настоящее время строятся на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) в Ленинградской области. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в пресс-службе предприятия, в 2018 году здесь должны быть сданы два ледокола проекта IBSV01 для Новопортовского месторождения: «Андрей Вилькицкий» и «Александр Санников». Ранее сообщалось, что ледоколы должны были быть сданы до 2018 года.
Также для ФГУП «Атомфлот» строится дизельный ледокол «Обь» проекта Aker Arc 124, закладка которого состоялась 27 сентября 2016 года.
Кроме того, по заказу НП «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум» на ВСЗ с 2019 года планируется начать строительство шести судов-краболовов, а также, по заказам различных рыбопромышленных компаний, предполагается построить восемь морозильных траулеров проекта KMT.
Впрочем, средне- и крупнотоннажный судостроительный комплекс Санкт-Петербурга вскоре столкнется с конкуренцией со стороны дальневосточного проекта «Звезда», реализуемого консорциумом инвесторов во главе с «Роснефтью» и имеющему серьезную административную поддержку. Судостроительный комплекс в Приморском крае планирует взять на себя крупнотоннажные заказы для шельфовых проектов, в том числе именно там могут быть размещены заказы на строительство ледоколов-лидеров. Так, строительство серии танкеров типоразмера Aframax на СПГ топливе с 2020 года планируется осуществлять именно на Дальнем Востоке.
Виталий Чернов.