Российский международный реестр судов, закон о котором принят в декабре 2005 года, набирает свою силу. По словам директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ Алексея Клявина, сегодня в реестре зарегистрировано 172 судна общим дедвейтом около 600 тыс. тонн.
Говоря о работе Министерства транспорта в этом направлении, Клявин отметил, что на начальном этапе функционирования Реестра в нем в основном регистрировались суда смешанного «река-море» плавания. В настоящее время наметилась тенденция регистрации в нем крупнотоннажных морских судов. «Так, - привел пример Клявин, - в Российском международном реестре зарегистрировали свои первые суда «Мурманское морское пароходство» и «Новороссийское морское пароходство». ОАО «Совкомфлот» планирует в ближайшее время зарегистрировать под российским флагом вновь построенное судно – крупнотоннажный арктический танкер «Василий Динков».
Одной из задач, стоящих перед государством в связи с необходимостью повышения конкурентоспособности российского флота, является увеличение доли флота российских судоходных компаний в общем объеме перевозок национальных внешнеторговых грузов.
В этой связи директор Департамента госполитики заявил следующее:
«Для решения поставленной задачи, с учетом усиления влияния государственной поддержки на условия функционирования национального транспорта, мы исходим из того, что обеспечение конкурентоспособности российского морского флота строится на основе следующих базовых параметров:
-создание налогового режима для российских судовладельцев, обеспечивающего условия поддержания конкурентоспособных фрахтовых ставок на мировом рынке транспортных услуг, поскольку уровень фрахтовых ставок стал по существу основным регулятором в конкурентной борьбе судоходных компаний за получение доступа к грузовой базе;
- реализация всех требований международных конвенций, касающихся безопасности мореплавания и технического состояния судов. Так как предъявляемые требования со стороны контролирующих органов морских администраций иностранных государств о безусловном соблюдении предусмотренных в этих конвенциях жестких стандартов стали за последние годы существенным фактором в конкурентной борьбе стран развитого морского флота по допуску на рынок транспортных услуг;
- обновление флота, поскольку общепризнано, что судно может считаться конкурентоспособным в возрасте до 12-15 лет с момента постройки;
- повышение качества подготовки кадров для морского флота, так как квалификационные требования к плавсоставу становятся определяющими в условиях интенсификации судоходства в целом и роста объема перевозок опасных грузов в частности».