Государственная Дума РФ в ближайшее время рассмотрит проект изменения законодательства о въезде на территорию РФ иностранных граждан. Эти изменения, в первую очередь коснутся портовых городов России. Согласно новым правилам, туристы, прибывающие в Россию на паромах, получат право находиться на территории страны без визы в течение 72 часов. Такая редакция закона позволит, в частности, возобновить прерванное два года назад регулярное паромное сообщение между Санкт-Петербургом и портами Балтийского моря.
Новая редакция закона
Концепцию развития круизного туризма в Петербурге, для привлечения туристического потока из портов Балтийского моря (преимущественно Хельсинки, Таллинн и Стокгольм) в настоящее время разрабатывает комитет по транспортно-транзитной политике (КТТП) Правительства Санкт-Петербурга. В рамках реализации стратегии развития городского транспортно-логистического комплекса, Комитетом было инициировано обращение от имени губернатора Петербурга Валентины Матвиенко к спикеру Госдумы Борису Грызлову. В своем письме, подписанном 22 октября 2007 года, губернатор просит ускорить рассмотрение и принятие изменений в ряд законов. В настоящее время законопроект “О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” и в статью 2 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” находится в Госдуме на стадии рассмотрения в первом чтении.
В пресс-службе КТТП пояснили, что предлагаемая редакция закона позволит “обеспечить рост пассажирооборота Большого порта, а также повысить туристическую привлекательность города”. В случае принятия нового закона, пассажиры паромов будут уравнены в правах с теми, кто прибывает на круизных судах, а иностранные граждане смогут воспользоваться регулярным морским сообщением с Россией в безвизовом режиме. Именно это обстоятельство – необходимость получения виз для пассажиров паромных судов – в 2005 году привело к закрытию паромных линий финской Silja Line и эстонской Tallink из европейских стран в Петербург. Сроки восстановления сообщения на тот момент не были определены. И, как отмечают участники рынка, при существующем визовом режиме функционирование паромной линии практически невозможно.
Возобновить сообщение
По мнению экспертов, изменения в законопроекте могли бы повысить туристический интерес к Петербургу, а это в свою очередь привело бы к возобновлению паромных линий. “Значимость Санкт-Петербурга в этом сегменте рынка явно не соответствует интересам города, - считает председатель постоянной комиссии по развитию инфраструктуры морского и речного туризма, генеральный директор ЗАО “Инфлот Ворлдвайд” Игорь Глухов. – Рассчитывать только на иностранные судоходные компании нельзя. Необходимо создавать устойчивый пассажиропоток с помощью российского флота, как это делается в соседних странах – Эстонии и Финляндии”.
Между тем поправки в законопроект приобретают особую актуальность в связи с реализацией проекта комплекса “Морской Фасад” за счет городского бюджета: его эксплуатация и окупаемость напрямую зависят от возобновления круглогодичного паромного сообщения. Заявленная проектная мощность комплекса в полтора миллиона пассажиров в год недостижима при наличии только круизного судоходства. По мнению Глухова, новый пассажирский терминал не достигнет необходимого уровня рентабельности без создания условий для нормального функционирования круглогодичных паромных линий. “Несомненно, что положительное решение визовой проблемы позволит в ближайшее время привлечь в Санкт-Петербург ведущие паромные линии из Прибалтики и Скандинавии, а также создать благоприятные условия для начала работы отечественных паромных линий”, - считает он.