1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Денис Самсиков: «Окская судоверфь к 110-летнему юбилею модернизировала мощности и увеличила портфел...

2 октября 2017   07:45

Денис Самсиков: «Окская судоверфь к 110-летнему юбилею модернизировала мощности и увеличила портфель заказов»


«Окская судоверфь» является одной из наиболее динамично развивающихся верфей России. О том, как реализуется программа модернизации производственных мощностей, текущих и перспективных заказах, привлечении финансирования и других аспектах деятельности предприятия в год его 110-летия в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал исполнительный директор «Окской судоверфи» Денис Самсиков.

— Денис Евгеньевич, с каким багажом «Окская судоверфь» подошла к юбилею? Какие основанные достижения вы бы выделили особо?

— Нам есть чем гордиться. Прежде всего это производственные возможности предприятия, которые за последние годы прошли через серьезную реконструкцию. Реконструирован был практически весь судостроительный комплекс: линия подготовки и резки металла, покрасочное и сварочное оборудование. Модернизировали мы и энергетическую инфраструктуру. На сегодняшний день «Окская судоверфь» — одно из лучших российских судостроительных предприятий, уверенно занимающее второе место по объемам строительства в стране.

За последние годы верфь, изначально специализировавшаяся на серийном строительстве транспортного флота, освоила выпуск сложных судов, таких как, например, катамаран SDS-18 и специализированное судно «Эколог».

У предприятия большие планы на будущее. Продолжая серийное строительство новых типов транспортных судов, верфь не оставляет без внимания и другие сегменты рынка, в том числе рыбопромысловую отрасль. Мы будем продолжать развивать судостроительный комплекс, вкладываться в развитие машиностроения, обновление станочного парка, модернизировать литейное производство. В настоящее время рассматриваются возможные варианты партнерства, направленного на налаживание производства оборудования по программам импортозамещения на имеющихся у нас свободных производственных площадях. Достигнутый верфью высокий уровень развития  уже сегодня позволяет нам решать самые сложные задачи по строительству новых типов судов — сложных, насыщенных, и делать это с традиционно высоким качеством, большой степенью ответственности за результат, строгим выполнением контрактных сроков и по оптимальной для заказчика стоимости.

— Каково сегодня соотношение импортного и отечественного оборудования на предприятии?

— Основное оборудование для обработки и резки металла у нас импортное. Покрасочные камеры строили сами. Сварочное оборудование для значительной модернизации парка в прошлом году поставила нижегородская компания, с которой мы и в дальнейшем намерены продолжать сотрудничество.

При рассмотрении вопроса о поставщиках оборудования экономический фактор является самым важным.

Отечественные производители смогли предложить нам оборудование и сервис, устраивавшие нас по условиям оплаты, поставки, стоимости и характеристикам. Так что надеемся, что и в дальнейшем будем работать не только на импортном оборудовании. Например, сейчас, при рассмотрении вопроса о модернизации литейного комплекса, мы так же планируем установить оборудование отечественного производства.

— Соответствует ли уровень квалификации сотрудников верфи новому оборудованию? И как в целом обстоят дела с кадрами?

— На верфи достаточно квалифицированного персонала, способного выполнять практически любые виды работ.
Конечно, проблема с дефицитом кадров актуальна всегда. И касается она как рабочих, так и инженеров. Это предмет постоянной заботы наших кадровых служб. Предприятие работает с тем кадровым потенциалом, который может предложить сегодня рынку труда наш регион. В случаях необходимости привлекаем подрядные организации. И пока справляемся.

Уровень зарплаты сотрудников верфи зависит от производственной загрузки и варьируется в зависимости от степени квалификации специалистов.

— Каков перспективный портфель ваших заказов?

— В настоящее время мы близки к подписанию целого ряда контрактов, которые обеспечат верфь высокой степенью загрузки на ближайшие два-три года. Но в планах есть и дополнительные заказы. Поскольку «Окская судоверфь» исторически специализируется на гражданском судостроении, по объему заказов у нас сейчас наблюдается некоторая просадка, но уверен, что она временная. Наша продукция востребована, мы строим качественно и быстро, и заказчики это ценят.

— А какова ситуация с выполнением имеющихся заказов?

— Сейчас в стадии сдачи находится катамаран для Морспасслужбы Росморречфлота. Это сложное судно. Заказчики вообще любят доверять нам новые сложные головные проекты… Судно, созданное по проекту Морского инженерного бюро, насыщено оборудованием и системами, и мы гордимся, что построили его в короткий срок — всего за один год. В настоящее время мы обсуждаем возможность строительства целой серии подобных судов.

— Работает ли ваше предприятие с частными заказчиками?

— У нас были серии для частных заказчиков. В текущем году мы сдали два танкера-химовоза из серии в пять судов, которые строили в 2016 году для «Б.Ф.Танкер». Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с частными компаниями, тем более что обращений с их стороны действительно много. Основной профиль нашего предприятия — суда «река-море», а именно такие суда в ближайшее время будут востребованы на рынке по причине необходимости обновления всего флота. Как вы знаете, многие российские суда значительно превысили плановые сроки службы. По своему физическому и моральному состоянию они не соответствуют современным требованиям безопасности. По оценке руководителя Морского инженерного бюро Геннадия Егорова примерно половина речных судов России в ближайшие годы уйдет с рынка по причине износа. Многим из этих судов по 40-50 лет, они уже давно технически и морально устарели. Главная проблема заказчиков сегодня — высокая стоимость привлечения финансирования.

— Денис Евгеньевич, выше вы рассказывали об обновлении оборудования на верфи. Нет ли проблем с его поставками? Производство каких комплектующих и материалов необходимого качества сегодня есть в России?

— У нас нет проблем с поставками от партнеров. Что касается отечественных поставщиков, то понятно, что металл — российского производства. Комплектацию, кабель, арматуру, элементы электроники и электрики — все это можно отдать отечественным поставщикам, что мы и делаем по согласованию с заказчиком. Если российский поставщик может обеспечить соответствующее качество и конкурентную цену, то на рыночных условиях он получает контракт.

Проблема отечественных поставщиков — в серийности. У компании, поставляющей какую-либо систему по всему миру и имеющей большой портфель заказов, стоимость одной единицы продукции ниже. Российский же поставщик ограничен отечественным рынком, поэтому ему сложно конкурировать по цене в гражданском судостроении.

— А как на практике вы выходите на российских поставщиков?

— Во-первых, ищем и находим сами. Во-вторых, когда производитель выходит на рынок, он сам занимает достаточно активную позицию. Так что движение тут есть.

— Хотелось бы поговорить о финансовой стороне деятельности предприятия. Можете рассказать об опыте сотрудничества с ГТЛК и в целом о финансировании заказов?

— ГТЛК — профессиональная компания, деятельность которой направлена на развитие транспортной отрасли России. Наше сотрудничество успешно, носит конструктивный характер и отмечено высокой оперативностью в решении текущих вопросов. Все четко, конкретно, по-деловому, с взаимным пониманием и глубоким знанием процесса.
Проблема с финансированием лежит в иной плоскости — в стоимости денег, которая определяется не ГТЛК, а состоянием финансовых рынков и теми ставками, которые на нем существуют, а также государственной политикой в данной сфере. К сожалению, не могу назвать хорошей нынешнюю работу ранее зарекомендовавшего себя механизма компенсации процентных ставок, а объем судового утилизационного гранта будет явно недостаточен для компенсации выбытия флота. Наши заказчики ждут изменения ситуации, снижения кредитных ставок и налаженной работы механизма по их субсидированию. Если это произойдет, мы все будем обеспечены заказами в достаточно большом объеме. Сейчас нужно пытаться зарабатывать не на цене, а на объемах.
 
— В настоящее время российское правительство рассматривает возможность расширения программы предоставления квот под киль на суда-краболовы. Ваша верфь готова строить такие суда?

— Да. Мы «на низком старте» и ждем этого решения. Уже проведены переговоры и оценена приблизительная стоимость строительства судна-краболова по проекту «Нордик Инжиниринг». Техническое оснащение «Окской судоверфи» позволяет ей строить подобные суда по интересной для заказчика цене. При полной загрузке предприятие способно строить в год по 10-12 судов таких размеров.

— Сможете ли вы построить паром для Дальнего Востока, если вам дадут этот заказ?

— Это немаленькое судно, но в наши габариты впишется. «Окская судоверфь» имеет все возможности для того, чтобы построить подобный паром качественно и в срок.

— А можете ли вы строить суда на сжиженном природном газе?

— Мы просчитывали варианты строительства таких судов, и сегодня я могу уверенно заявить — да, мы сможем это сделать. Тут не вопрос судостроения, а вопрос экономической и технической целесообразности, в том числе наличия соответствующей инфраструктуры. Технологических проблем для нас в этой сфере нет.

— Дела со строительством танкеров-бункеровщиков обстоят так же хорошо?

— Построенный нами бункеровщик сегодня успешно эксплуатируется в порту Туапсе. Наше предложение по бункеровщикам конкурентоспособно по цене.

— А по пассажирским судам?

— Это вопрос заказчиков и господдержки. Мы готовы строить такие суда — их проекты прорабатывались на верфи. В частности, наше предложение по строительству пассажирского судна проекта PV-300 было более чем конкурентоспособным. «Окская судоверфь» готова построить его «под ключ», вплоть до отделки. В настоящее время мы ведем переговоры с некоторыми заказчиками в области пассажирских перевозок. Самая большая проблема здесь — дорогие суда и «длинные» деньги. Вообще в судостроении, как и в любом другом капиталоемком производстве, все упирается в «длинные» и дешевые деньги.

Беседовала Надежда Малышева.

 

Заместитель министра транспорта Российской Федерации – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский

Заместитель министра транспорта Российской Федерации – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский направил поздравительную телеграмму руководству и коллективу АО «Окская судоверфь» по случаю 110-летия одного из старейших предприятий отечественного гражданского судостроения.

Уважаемые коллеги, друзья!

От всей души поздравляю Вас со 110-летием плодотворной деятельности вашего прекрасного предприятия. На протяжении своей более чем вековой истории оно несколько раз меняло название, но никогда не изменяло своему призванию - строить для России отличные суда речного и река-море плавания, а когда необходимо, четко, в срок выполнять и серьезные военные заказы.

Навашинский судостроительный завод, ныне АО «Окская судоверфь», предприятие с особой историей, бойцовским характером, всегда отличавшееся поиском новых судостроительных технологий и традицией первым в стране осваивать строительство судов и продукции новых для нашей страны типов: нефтеналивных барж, лесовозов, контейнеровозов, танкодесантных платформ на подводных крыльях, наплавных мостов, понтонных секций и т.д.

Судьба судостроительного предприятия, расположенного за тысячи километров от моря, тесно зависит от состояния и колебаний тонуса нашего внутреннего водного транспорта, и я не понаслышке знаю, что навашинцам неоднократно приходилось проявлять особые усилия, волю и характер, чтобы сохранить уникальный коллектив, признанную инженерную школу и сам очаг высокотехнологичного судостроения в центре Поволжья.

Сегодня ваше предприятие, крупнейший налоговый донор Навашинского района, один из судостроительных лидеров большого, динамично развивающегося холдинга, продолжает  модернизацию инфраструктуры и оборудования, обновление продуктовой линейки. Хорошей новостью для всей отрасли стал достигнутый вами по итогам 2016 года положительный финансовый результат.

Со своей стороны, мы, в Росморречфлоте, хорошо понимаем, что для закрепления этого успеха и получения корабелами Навашино крупных и «длинных» серийных заказов, самое главное обеспечить устойчивый спрос на суда речного и река-море плавания, для чего нам предстоит в сжатые сроки создать необходимые условия для возвращения массовых грузов на внутренние водные пути. Хочу заверить вас, что Минтранс России понимает свою ответственность и считает эту работу безусловным приоритетом.

Еще раз поздравляю вас с юбилеем, желаю навашинцам сохранять и творчески развивать прекрасные традиции своего предприятия, здоровья и благополучия вашим близким, продолжения существующих и создания все новых трудовых династий корабелов, здесь, в самом сердце России. 

 

Генеральный директор Морского Инженерного Бюро Геннадий Егоров:

- Когда у заказчиков Морского Инженерного Бюро возникает вопрос, где построить серию судов река-море плавания помимо Красного Сормова, то ответ практически мгновенный – Окская судоверфь. И это абсолютно заслуженно. Владимир Павлович Куликов создал блестящий инструмент создания новых судов в очень не простых и не вовсе не тепличных условиях. Наверное, один Всевышний действительно знает как это тяжело.

Только с 2011 года верфь построила десять сухогрузов проекта RSD44, четырнадцать танкеров – продуктовозов и танкеров – химовозов проекта RST27, семь комбинированных танкеров – сухогрузов проекта RST54 . Это просто удивительный результат. Особенно, если обратить внимание, что при этом предприятие параллельно строит суда вспомогательного флота, часто в единичном экземпляре, да и другие изделия, которые отнимают массу времени и ресурсов.

Мы совершенно искренне помогаем нашим друзьям найти новые заказы. Дай Бог, чтобы эти новые суда были серийными и что бы все было получилось.  

 


Заместитель директора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Николай Шабликов:


- Я бы хотел отметить высокий профессионализм руководителей Окской судоверфи. Они - большие молодцы. Во-первых потому, что умеют привлекать и исполнять заказы, во-вторых, слушать своего заказчика и воплощать его пожелания в жизнь, что очень важно в гражданском судостроении, в-третьих, они вкладывают средства в обновление своего производство чтобы повышать качество производимой продукции : чего стоят одни покрасочные камеры и т. д.

Немаловажно, что они умеют работать с разными заказчиками, как с гражданскими, так и с военными, предлагая конкурентоспособные цены и условия для каждого.

 

«Магнитогорский металлургический комбинат»:

- Второй век окских корабелов подтверждает состоятельность  Окской судоверфи и знаменует успехи отечественного гражданского судостроения. Благодаря дальновидным управленческим решениям, неустанному вниманию к качеству и инновационным подходам компания совершенствует технологии строительства среднетоннажных судов, выполняя задачу национальной важности по формированию в стране судостроительной базы.

Особую ответственность деятельности тружеников верфи добавляет сама российская история освоения речных просторов и строительства судов, неразрывно связанная с Окой – прочной осью Центральной России. И высококвалифицированный коллектив компании с честью справляется с серьёзностью обязательств даже в условиях нарастания требований к экологичности, экономичности и безопасности судов. Продуктивно участвуя в обновлении и пополнении флота России, окские судостроители заслужили в отрасли авторитет опытных мастеров своего дела с богатыми традициями и  интеллектуальным потенциалом.

Уверен, модернизация производства, эффективный менеджмент, талант корабелов обеспечат компании прочное положение на отечественном и мировом судостроительном рынке.

Выражаем самые искренние пожелания коллективу предприятия успехов в реализации новых масштабных проектов! Оптимизма и благополучия корабелам, процветания Окской судоверфи, а построенным на ней судам – удачных плаваний!

 

«Северсталь»:

- Компания «Северсталь» поздравляет Окскую судоверфь с юбилеем! С момента своего создания судоверфь заняла значительное место в экономике Поволжья, получая крупные заказы на строительство барж и мостов. В военное время понтонные парки ее производства на всех фронтах обеспечивали переправу советских войск. В послевоенные годы, нарастив производственные мощности, верфь постепенно перешла к строительству судов для всей страны: они прошли воды разных морей, включая арктические.

Сегодня Окская судоверфь модернизирует производство, увеличивает портфель заказов и демонстрирует высокое качество. «Северсталь» рада выступать надежным поставщиком и надеется на продолжение столь же плодотворного сотрудничества.

От всего коллектива компании желаем Окской судоверфи новых удачных проектов и стабильного потока заказов!