1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Портовые сборы в расчете

9 октября 2007   15:35

Портовые сборы в расчете

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) обещает согласовать новые ставки портовых сборов к концу текущего года. Несмотря на неоднократный перенос даты принятия нового документа, эксперты полагают, что на этот раз портовые сборы все-таки будут приняты.

Открытая дата

Срок, когда начнут работать новые ставки портовых сборов, назывался несколько раз разными ведомствами. Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ первоначальной датой называл, что новые портовые сборы начнут работать до конца 2006 года. Глава Росморпорта Юрий Парфенов заявлял, что система выплат будет изменена с февраля этого года. А сами участники портового бизнеса ожидали выход документа 1 июля 2007 года. Наконец, в Федеральной службе по тарифам, где сейчас находится проект нового положения портовых сборов, назвали новую дату: “До конца 2007 года документ, скорее всего, будет принят”, - сказал представитель службы в интервью ИАА “ПортНьюс”.

 

Ставки пересмотрят

В настоящее время в России действуют ставки портовых сборов, принятые еще в августе 1995 года. С тех пор система распределения портовых сборов кардинальным образом не изменилась. В конце 2005 года Минтранс предложил пересмотреть существующую систему портовых сборов в РФ.

Новое “Положение о сборах с судов в морских торговых портах Российской Федерации” предусматривает несколько принципиальных нововведений. Прежде всего, предполагается, что изменится сам перечень портовых сборов. В документе Минтранса планируется отказаться от якорного и причального сборов, но добавить к этому списку буксирный. Кроме того, предполагается изменить объект взимания сборов. Если раньше ставка рассчитывалась от кубического модуля, то сейчас по каждому судну будет рассчитываться валовая вместимость. Это обстоятельство должно привести к изменению ставок. Директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Алексей Клявин в интервью ИАА “ПортНьюс” ранее рассказывал об основных изменениях, которые по инициативе Минранса претерпит структура портовых сборов. В частности он пояснил, что при расчете стоимости портовых сборов, взимаемых с каждого судна, рассматриваются варианты перехода на так называемый брутто-регистровый тоннаж. И хотя Клявин отмечал, что задача повысить сборы не стоит и дополнительная нагрузка для судовладельцев не планируется, нельзя исключать, что величина ставок возрастет.

На пересмотре ставок в сторону увеличения по портовым сборам, которые не менялись с 1995 года, настаивает Росморпорт. Генеральный директор ФГУП “Росморпорт” Юрий Парфенов в одном из своих интервью отметил: “Распространено мнение о том, что российские портовые сборы очень большие — это неправда. Сейчас портовые сборы составляют у нас $0,9 с тонны груза, в то время как, например, в Китае, судовладельцы должны платить $1,2”. По подсчетам Росморпорта, новая методика взимания портовых сборов позволит увеличить ежегодный объем портовых сборов по России до 10 млрд. рублей. В числе запланированных нововведений также предусмотрен переход на расчет сборов в рублях.

 

***

Средства от портовых сборов, в числе прочего, перечисляются на ремонт гидротехнических сооружений. По оценке Парфенова, недофинансирование этой статьи расходов в порту Санкт-Петербург сегодня составляет 600 млн. рублей.

Отсутствие прогнозируемой на долгосрочный период системы портовых сборов мешает ФГУП “Росморпорт” (владеет государственными гидротехническими сооружениями в морских портах на правах хозяйственного ведения) планировать инвестиционную деятельность. До тех пор, пока “Росморпорт” не будет знать величину портовых сборов, поступающих на счета предприятия, закладывать значительные суммы на развитие и реконструкцию портовой инфраструктуры будет сложно. Арендаторы причалов - стивидорные компании, которые до сих пор не имеют долгосрочных договоров аренды, а довольствуются временными соглашениями об использовании причалов - также не торопятся предлагать инфраструктурные проекты на условиях частно-государственного партнерства. Ведь до сих пор ни новый механизм передачи государственного имущества в аренду, ни новые сроки для заключения арендных договоров не утверждены.

Чаусова Лариса