Порт Керчь, через который в Крым попадает около 70% всех товаров, в 2017 году начнет реконструкцию стоимостью 1,2 млрд руб., которая позволит начать переваливать контейнеры в объеме 110 тыс. TEUs в год. В ближайшие 5–10 порт намерен стать «гейтвеем» и обслуживать товары, идущие по маршрутам Каспий — Волго-Донской канал и Керчь — Черное море — Стамбул и далее.
Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции Керченского морского торгового порта, на который федеральной целевой программой предусмотрено порядка 1,2 млрд руб. Проект направлен на «создание условий для погрузки-разгрузки навалочных и генеральных грузов и складских работ для контейнерных грузов», говорится в сообщении ведомства.
Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в порту, основные работы по реконструкции включают в себя модернизацию причалов №№6–7, где перегружаются навалочные и генеральные грузы (щебень, песок, металлолом, уголь, сера, ильменит), и строительство нового причала 7А для обработки и хранения контейнеров.
Причалы
Всего в порту сейчас семь причалов длиной 1300 м мощностью около 220–250 тыс. тонн в месяц (из которых 150–200 тыс. приходится на причалы 6–7). На 1, 3 и 4 причалах отгружаются зерновые грузы (пшеница, кориандр), причал 2 отведен под стоянку судов, на причалах 4 и 5 работают три парома, которые перемещают грузы в порт Кавказ Краснодарского края и обратно. Отметим, что это не те паромы, которые имеют в виду, говоря о «паромной переправе» между материковой Россией и Крымом.
Порт Керчь находится в самом городе, в то время как паромная переправа, которая перемещает пассажиров, легковые, грузовые машины и железнодорожные поезда, расположена в пригороде города. Эта переправа также принадлежит Керченскому морскому торговому порту, однако арендуется и обслуживается фирмой «Морская дирекция». Показатели работы паромной переправы не учтены в статистике самого порта.
Дноуглубительные работы и контейнеры
Новый причал (7А) длиной 238 м сможет переваливать 50 тыс. TEUs в год, а второй этап реконструкции (включен в проект) предусматривает увеличение мощности до 110 тыс. TEUs в год. Этому будут способствовать дноуглубительные работы. Сейчас глубина у причала составляет 5,8 м, что позволяет принимать суда грузоподъемностью 6–7 тыс. тонн. Первый этап предусматривает увеличение глубины до 8,5 м, что позволит принимать суда грузоподъемностью до 15 тыс. тонн, второй этап — до 9,75 м, в результате чего можно будет обслуживать суда грузоподъемностью до 30 тыс. тонн.
Около 40–50% грузов в порту — зерновые, в основном, направляемые на материковую часть России. Еще 30% — металлолом, остальное — инертные (песок, щебень) и генеральные грузы. По приблизительным оценкам, Керченский порт вместе с паромной переправой обеспечивает около 70% всех товаров, попадающих в Крым. Еще около 15% приходится на Керченский рыбный порт (также входит в ГУП «Керченские морские порты»), остальные 15% обрабатываются в других портах полуострова — Камыш-Бурун и порт Севастополя (не входят в состав ГУП), порты Евпатории, Феодосии, Ялты.
Грузооборот Керченского морского торгового порта, тыс. тонн
2014 – 433,8
2015 – 2161,5
2016 – 1022,7
Снижение оборота в 2016 году произошло, как сообщили в порту, по причине «создания благоприятных условий для перевозчиков» на так называемом коротком плече порт Кавказ — порт Керчь (где паромная переправа). В связи с этим в 2016 году часть товаров, которые раньше перемещали по длинному плечу (в порт, расположенной в самой Керчи), перенаправили на паромную переправу. Кроме того, в 2016 году порт Камыш-Бурун снизил тарифы, в результате чего небольшая часть грузопотока из Керченского порта перешла в него.
Будущее порта
Как сообщил ИАА «Портньюс» и. о. директора порта Керчи Николай Зеленкевич, конкурс на реконструкцию порта будет объявлен в 2017 году, работы завершатся в 2020 году. Со строительством моста через Керченский пролив (автодорогу должны открыть в конце 2018 года, железную дорогу — в конце 2019-го) зерновые, контейнерные и генеральные грузы в порту сохранятся, говорит он.
По своему расположению порт идеально подходит под порт типа «гейтвей», считает Зеленкевич. В ближайшие 5–10 лет порт намерен увеличивать грузопоток за счет товаров, идущих по маршрутам Каспий — Волго-Донской канал и Керчь — Черное море — Стамбул (и дальше). Однако более подробно эти планы не раскрываются по политическим соображениям.
В будущем порт намерен принимать импорт товаров народного потребления и питания. Сейчас все импортные грузы попадают в Крым через Новороссийск, и все рейсы оформляются как каботажные (внутренние). С иностранцами договоренностей пока нет.
Финансовые показатели порт не раскрывает. Посмотреть их в отчетности невозможно, поскольку ГУП «Крымские морские порты» не раскрывает отчетность филиалов. По словам Зеленкевича, после 2014 года в Керченском морском торговом порту не было ни одного убыточного года. Отметим, что в большинстве остальных портов, входящих в ГУП, были убытки в последние годы.
Александр Аликин.