23 июня 2017   18:06

Ловись, квота


Предоставление инвестквот «под киль» может запустить программу массового строительства рыбопромыслового флота на российских верфях. При этом важно выдержать качество и сроки строительства судов, а также обеспечить разумное импортозамещение при их строительстве, оснащении и проектировании.

Большая и маленькая…

Как ранее сообщали представители Росрыболовства, с применением инвестиционных квот до 2025 года может быть построено до 20 крупнотоннажных и более 80 средне- и малотоннажных судов.

Принятые квоты, как стимул для инвестиций, впервые применяются не только в российской, но и в мировой практике.

«Впервые инвестиционные активы предлагается стимулировать в материальные активы. Это посыл, который может дать существенные результаты», - считает заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук.

Заседание комиссии Росрыболовства по закреплению  квот на инвестиционные цели состоится в декабре 2017 года. По словам руководителя агентства Ильи Шестакова, к 1 июня 2017 года правительство России утвердило все необходимые подзаконные акты. С июня 2017 года стартовала заявочная кампания по распределению инвестквот. Сбор заявок продлится полгода, в декабре комиссия определит перечень проектов, прошедших отбор. Комиссия будет проверять достаточность представленных документов.

Для участия в процедуре отбора заявитель должен внести финансовое обеспечение в размере 5% стоимости объекта инвестиций – денежные средства или банковская гарантия, направить сведения о виде и типе объекта инвестиций, приложить копию договора на строительство, предоставить гарантию соблюдения требования вылова квот.

Если совокупное количество заявок превысит квоты, будет проведен аукцион на понижение инвестквоты. Определять размер квоты будет Росрыболовство, нераспределенные объемы перейдут на следующий год. Осваивать ресурс можно будет только после ввода объекта инвестиций в эксплуатацию.

По оценкам экспертов, без дополнительных бюджетных расходов инвестквоты способны привлечь свыше 200 млрд руб. инвестиций в строительство флота и береговых заводов в течение 5-7 лет. В результате могут быть построены более 100 судов и 10 крупных береговых заводов, что позволит увеличить годовой вклад отрасли в ВВП более чем на 50 млрд руб.

По данным агентства, в настоящее время на согласовании находится около 30 заявок на строительство рыбопромысловых судов. Уже заключены контракты на строительство 9 судов, подписаны опционные соглашения до 10 судов, контракты на строительство от 6 до 8 судов находятся на финальной стадии согласования.



В частности, на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ, входит в состав ОСК) начинается строительство новой серии рыболовных траулеров-процессоров проекта ST-118L-ATF на класс Российского морского регистра судоходства (РС). Церемония закладки первой секции головного судна серии состоялась 31 мая 2017 года. Новый траулер спроектирован с учетом эксплуатации в замерзающих морях. Ледовые усиления корпуса позволят судну эффективно вести промысел в Северном и Дальневосточном морских бассейнах. Оно будет оснащено мощными грузовыми кранами, траловым комплексом последнего поколения и системой автоматической паллетировки продукции в трюме, что позволит минимизировать время на выгрузку улова. На борту будет установлена автоматизированная фабрика для выпуска филе, рыбомучная установка, оборудование для производства рыбьего жира, консервная фабрика. Основные характеристики: длина – 86 м; ширина – 17 м; высота борта – 6,75 м; дедвейт – 2992,5 тонн;   скорость – 15 узлов. Символ класса РС: KM(*) Ice3 AUT1 (REF) fishing vessel.

Всего портфель заказов Выборгского судостроительного завода (ВСЗ) составляет 14 траулеров, включая опционные суда.

Рыболовецкий колхоз им. В. И. Ленина (Петропавловск-Камчатский) также объявил о своих планах по постройке трех траулеров в 2018-19 годах. Первое судно должно быть сдано в сентябре 2018 года, второе - в феврале 2019 года, третье - в апреле 2019 года. Корпусы траулеров заложены на ПСЗ «Янтарь» (Калининградская область). Контракт на строительство трех траулеров-сейнеров проекта SK-3101R был подписан ПСЗ «Янтарь» и Рыболовецким колхозом им. Ленина (Петропавловск-Камчатский) в 2016 году. Первые два судна проекта, «Ленинец» и «Командор», были заложены соответственно 8 июля и 25 ноября 2016 года. Третий траулер «Ударник» - 25 марта 2017 года. Проект кошелькового траулера-сейнера SK-3101R разработан норвежской компанией Skipskompetanse AS. Длина судна – 50,6 м, ширина – 12 м, мощность главного двигателя – около 2200 кВт. Конструкция и состав оборудования позволяют вести лов донным и пелагическим тралами, снюрреводом и кошельковой сетью.

В связи с масштабными планами по обновлению флота, возникают вопросы проектирования и импортозамещения. Так, по мнению генерального директора ВСЗ Александра Соловьева, необходимо привлекать иностранных производителей основного судового оборудования к локализации производств в России. Соответствующие переговоры заводом уже ведутся.


Говоря о проектировании, глава предприятия отметил, что наиболее востребованными проектами траулеров в настоящее время являются норвежские, однако квоты под киль предусматривают строительство по российским проектам. В качестве выхода Александр Соловьев предложил схему, по которой концептуальный проект разрабатывается иностранным проектировщиком, а технический и рабочая документация - российскими. Впрочем, представители российских проектировщиков утверждают, что их проекты вполне конкурентоспособны.

В свою очередь, Росрыболовством рекомендовано «ЦНИИ Курс» представить на рассмотрение перечень судового комплектующего оборудования, предлагаемого в рамках программы по импортозамещению, доступного потенциальным заказчикам.

Со своей стороны, Росрыболовство планирует до 20 августа 2017 года направить обращение в Минтранс России по вопросу применимости к судам рыбопромыслового флота нулевой ставки НДС в случае их регистрации в Российском международном реестре судов.

Кроме того, ведомство обратилось с просьбой к АО «Газпромбанк Лизинг» представить предложения реализации механизма лизинга при строительстве рыбопромысловых судов и соответствующих предприятий.

Софья Винарова.