В России разработан проект государственной программы «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте и техникой специального назначения», которая предусматривает стимулирование строительства судов на СПГ-топливе и создание соответствующей инфраструктуры. Пилотными регионами для реализации госпрограммы в части создания бункеровочной инфраструктуры для морского транспорта станет регион Балтийского моря, а в части речного транспорта – Республика Татарстан.
Планы и перспективы
Государственная программа Российской Федерации «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте и техникой специального назначения» (далее – Государственная программа) разработана с целью активизации перехода всех видов транспорта на использование газомоторного топлива и обеспечения синхронизированного развития парка газомоторных транспортных средств, мощностей по производству газомоторного топлива, газотранспортной и сервисной инфраструктуры.
Морской и речной транспорт являются приоритетными сегментами транспортного комплекса с точки зрения внедрения природного газа в качестве моторного топлива в силу потенциальной емкости рынка и необходимости снижения объемов вредных выбросов в окружающую среду. Бункеровка морских судов сжиженным природным газом в морских портах Российской Федерации может стать серьезной статьей доходов бункерного рынка.
На использование СПГ целесообразно переводить следующие типы судов: ледоколы, буксиры, плавучие бункеровщики СПГ, суда «река-море» плавания, речные пассажирские суда, паромы.
Первые проекты по переводу морских судов на использование СПГ и созданию бункеровочной инфраструктуры СПГ реализуются в морских портах Балтийского бассейна, который входит в зону контроля выбросов окислов азота (NECA) и серы (SECA). Введение жестких экологических норм стимулировало переход морских судов на использование СПГ.
В 2013 году в Калининграде начато строительство подземного газохранилища емкостью 52 млн куб. м. В ноябре 2017 года компания Hyundai Heavy Industries Со. LTD по заказу ПАО «Газпром» завершит строительство плавучей регазификационной установки, необходимой для снабжения газом Калининградской области через стационарный морской терминал.
К 2022 году планируется построить автомобильно-пассажирский паром на СПГ для линии Калининград – Санкт–Петербург.
В районе порта Усть-Луга планируется строительство завода по сжижению природного газа «Балтийский СПГ» мощностью 10 млн тонн в год с возможностью расширения до 15 млн тонн в год.
Инвесторы рассматривают различные варианты размещения мест строительства бункеровочных баз в российских портах Балтийского моря (Усть-Луга, Большой порт Санкт-Петербург, Выборг и др.), выбор которых будет осуществлен по итогам разработки и согласования предпроектных и проектных документов.
По заказу ПАО «Газпром» разрабатывается «Обоснование инвестиций в строительство завода СПГ в районе побережья Черного моря», по итогам которого будут выбраны порты Черноморского бассейна для размещения бункеровочных баз.
Объединенная судостроительная корпорация завершила строительство первого в мире ледокола, работающего на сжиженном природном газе. Ледокол был построен по заказу Финского транспортного агентства на судостроительной верфи Arctech Helsinki Shipyard в г. Хельсинки, которая находится в собственности ОСК. Верфь специализируется на производстве многофункциональных судов с усиленным ледовым классом, в том числе флота для обслуживания районов газо- и нефтедобычи на российском шельфе.
В настоящее время ОСК осуществляет строительство бункеровщиков сжиженным природным газом (СПГ) для создания инфраструктуры обеспечения работы судов на СПГ для региона Балтийского моря.
В поселке Сабетта на восточном берегу полуострова Ямал в Обской губе завершено строительство первой очереди завода по сжижению природного газа и порта по отгрузке СПГ и газового конденсата. В перспективе рассматривается возможность обслуживания порта Сабетта танкерами для вывоза газового конденсата и буксирами, работающими на СПГ.
Для обеспечения морских сообщений в Республике Крым планируется строительство автомобильных паромов и катеров для перевозки пассажиров в г. Севастополе, скоростных пассажирских судов для пассажирских перевозок между городами Крымского полуострова и Краснодарского края.
На Дальнем Востоке бункеровочный терминал СПГ планируется построить во Владивостоке (проект «Владивостокский СПГ»).
В результате реализации мероприятий государственной программы планируется, что в 2022 году численность морских судов, использующих СПГ, составит 14 ед. (включая буксиры, бункеровщики, ледокол, автомобильно-пассажирский паром), будет создано 3 бункеровочные базы СПГ в морских портах Российской Федерации.
Целесообразность использования природного газа в качестве моторного топлива на речных судах различного назначения определяется его лучшими экологическими характеристиками, меньшей стоимостью и пониженным износом двигателей по сравнению с традиционными видами топлива. Переход на природный газ позволит снизить себестоимость перевозок внутренним водным транспортом и переключить часть грузов с автомобильного и железнодорожного видов транспорта на речной транспорт. В настоящее время судов, использующих СПГ, в речном флоте России нет.
В качестве пилотного региона для эксплуатации речных судов, использующих СПГ, рассматривается Республика Татарстан.
В перечисленных регионах наблюдаются значительные пассажиропотоки на пригородных речных маршрутах, а также существенные грузопотоки преимущественно строительных и нефтяных грузов. В первую очередь, для перевода на использование СПГ рассматриваются пассажирские быстроходные суда и танкеры класса «река-море».
Заправка судов СПГ может осуществляться непосредственно от автомобильных или железнодорожных цистерн, от береговых или плавучих установок производства и хранения СПГ, а также от плавучих бункеровщиков (плавучих хранилищ СПГ). С развитием газозаправочной инфраструктуры на других видах транспорта, в коммунальном и сельском хозяйстве возможности заправки СПГ судов речного флота появятся практически во всех пароходствах.
Речной флот будет потребителем природного газа в весенне-летне-осенние месяцы, когда отмечается снижение сезонного спроса на газ другими отраслями экономики страны. Это обстоятельство с учетом особенностей газопотребления в других отраслях создаст возможности для эффективного использования мощности системы снабжения топливом.
В результате реализации мероприятий государственной программы планируется, что численность речных судов на СПГ составит 6 ед., включая танкеры класса «река-море» и пассажирские быстроходные суда, будет создано 3 базы для бункеровки речных судов.
Заказы на строительство морских и речных судов, использующих сжиженный природный газ, могут выполнить предприятия, входящие в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», ОАО «Адмиралтейские верфи» и т.д.), ОАО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького», судостроительный завод «Звезда» и др.
С учетом перспективной численности морских и речных судов на СПГ прогнозируется, что объем реализации СПГ в качестве бункерного топлива на водном транспорте составит 120,1 тыс. тонн в 2022 году.
Стимулы
В качестве механизмов стимулирования перехода судов на использование СПГ в Государственной программе рассматриваются следующие: предоставление налоговых льгот на имущество, а также освобождение от таможенной пошлины на ввозимое судовое оборудование для судостроительных верфей и судовладельцев, участвующих в строительстве судов, использующих сжиженный природный газ; освобождение от таможенных пошлин ввозимые из-за рубежа импортные компоненты и оборудование, используемые при строительстве бункеровочных баз СПГ; предоставление преференций судоходным компаниям, использующим суда на СПГ, при проведении конкурсных процедур на право получения государственных и муниципальных заказов; предоставление субсидий на возмещение части затрат на переоборудование морских и речных судов для работы на газомоторном топливе; предоставление права ускоренной амортизации техники, работающей на СПГ, а также оборудования и сооружений, обеспечивающих бункеровку СПГ; освобождение от уплаты налога на землю в отношении земельных участков, на которых расположены бункеровочные базы, на срок до 5 лет с момента их ввода в эксплуатацию; освобождение от налога на имущество организаций, владеющих береговыми и портовыми морскими технологическими комплексами, оборудованием для обеспечения отгрузки и хранения СПГ, а также судами портового и вспомогательного флота, использующими СПГ в качестве топлива; выделение ассигнований из федерального бюджета на увеличение уставного капитала ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» для реализации программы некоммерческого лизинга пассажирских судов, работающих на газомоторном топливе; включение в государственные и муниципальные заказы закупку газомоторной техники; субсидирование процентных ставок по кредитам на покупку судов, использующих газомоторное топливо; финансирование НИОКР, связанных с проектированием и строительством морских и речных судов, использующих СПГ, и других.
Для реализации перечисленных мер поддержки в сфере морского и речного транспорта в проекте государственной программе предусмотрены 21,3 млрд руб. из средств федерального бюджета на 2018 - 2022 годы.
Международный опыт и конкуренция
Государственная программа рассчитана на период 2018-2022 гг. За этот период в России появятся и суда на СПГ и бункеровочные базы.
Конечно, ряд стран Северной Европы опередили Россию в вопросах создания бункеровочной инфраструктуры СПГ. Еврокомиссия в рамках программы TEN-T разработала целый ряд проектов, направленных на распространение использования СПГ в качестве бункерного топлива в странах Европы. В частности, в регионе Балтийского моря реализуется проект «СПГ в портах Балтийского моря», цель которого – разработка согласованного подхода к созданию инфраструктуры бункеровки судов СПГ в портах Орхус, Хельсингборг, Хельсинки, Мальме-Копенгаген, Таллинн, Турку, Рига и Стокгольм.
Из 31 бункерных станций, функционирующих в настоящее время в Европе, 77% расположены в бассейнах Северного и Балтийского морей. Лидером по количеству бункерных станций в Европе является Норвегия. Бункерные станции при терминалах импорта СПГ характеризуются высокой пропускной способностью, они рассчитаны в основном на заправку судов большой грузовместимости. Бункерные станции, расположенные вне терминалов импорта СПГ, характеризуются меньшей пропускной способностью, в большинстве случаев они рассчитаны на заправку судов средней и малой грузовместимости.
Помимо практики использования СПГ в качестве бункерного топлива для морского транспорта, в ЕС реализуется проект "LNG Masterplan for Rhine – Main – Danube», направленный на внедрение СПГ в качестве топлива для внутреннего водного транспорта и предусматривающий строительство бункерных станций на маршруте Рейн – Майн – Дунай. Одна из задач Еврокомиссии в рамках реализации данного проекта – усилить конкурентоспособные позиции речного транспорта и увеличить его долю в обеспечении грузоперевозок по транспортным коридорам сети TEN-T.
Государственная программа «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте и техникой специального назначения» как раз и направлена на ликвидацию отставания Российской Федерации в вопросах создания флота на СПГ и бункеровочной инфраструктуры СПГ.
Учитывая значительную стоимость реализации портовых СПГ-проектов и множество их участников, бункерным компаниям можно посоветовать сначала разработать бизнес-план и предпроектную документацию по созданию бункеровочной инфраструктуры СПГ, подписать соглашения с судовладельцами и производителями СПГ о совместной реализации проекта, включая ориентировочные объемы производства и бункеровки СПГ, и только после этого приступать к более серьезным шагам по реализации такого проекта.
Светлана Воронцова, первый вице-президент ГК «Транспортная интеграция».
Более подробно эта и другие темы будут рассмотрены в ходе Десятого Всероссийского Форума «Современное состояние и перспективы развития российского рынка бункеровочных услуг» >>>>
Одним из лидеров в сфере разработок технологий с использованием СПГ-топлива в России является Крыловский государственный научный центр. В октябре 2017 года Крыловским государственным научным центром и ИАА «ПортНьюс» будет организована конференция «СПГ-флот и СПГ-бункеровка в России» с целью определить практику и проблематику внедрения СПГ-топлива на водном транспорте >>>>